Формула-1. Гран-при Бахрейна. Сезон начался со скандала

Как быстро пролетели гоночные каникулы. В эти выходные  чемпионат Формулы-1 вновь вернулся на международные автодромы, чтобы дать старт сезону 2024. Из-за рекордно большого количества запланированных на этот год гонок (24!) первый Гран-при пришлось проводить раньше обычного. Впрочем для Бахрейна, который уверенно перехватил у австралийского Мельбурна флаг открывателя сезона, в плане метеоусловий это не представляет проблем. Погода в аравийской пустыне в это время самая что ни есть благоприятная.  


Страсти вокруг «Ред Булл»


По уже давно сложившейся традиции, главное внимание на дебютном Гран-при сезона было приковано к действующему чемпиону. Всех интересовал вопрос, насколько быстрыми окажутся машины чемпионской команды после зимних каникул? Ведь от этого ни в малой мере зависит, насколько интересным будет предстоящий сезон в плане интриги? И не будет ли безраздельное доминирование одной команды тем разрушающим  фактором для чемпионата Больших призов, о котором велись разговоры на протяжении большей части прошлого года?

Но помимо чисто спортивной стороны интереса к «Ред Булл» в этот раз в Бахрейне австрийская «конюшня» стала предметом пристального внимания еще и по человеческому фактору. За несколько недель до начала сезона разгорелся бурный скандал, связанный с якобы недостойным поведением руководителя этого гоночного коллектива по отношению к одной из своих сотрудниц. Причем, до самого последнего момента детали этой истории держались в тайне от общественного мнения, что приводило к появлению самых различных слухов. История устойчиво подогревалась инициаторами скандала. И лишь самым наивным было не понять, что главной его целью было смещение с поста руководителя «Ред Булл» Кристиана Хорнера. 

Буквально накануне гоночного уикенда расследование специальной комиссии, казалось бы, поставило точку в этом конфликте, оправдав австрийского менеджера и сняв с него все обвинения. Но противная сторона решилась на самые крайние меры, разослав с анонимной почты на адреса руководителей команд и, главное, журналистов, аккредитованных в Формуле-1 на постоянной основе, компрометирующие материалы, которые во время всего расследования оставались под грифом «конфиденциально» недоступными для публики и заинтересованных лиц. 

В ответ адвокаты Кристиана Хорнера по тем же адресам разослали свои уведомления, которыми предупредили, что в случае попыток распространения или публикаций полученного «компромата» журналистов привлекут к юридической ответственности за клевету. Обсуждение этой темы значительно превысило интерес публики к самим гонкам. Конспирологические теории наперегонки захватывали лучшие места в печатных изданиях, пишущих про Формулу-1. И стало очевидным, что просто так замять историю теперь уж точно не удастся. Главный вопрос - останется ли Кристиан Хорнер на своем посту руководителя команды «Ред Булл»? И к чему приведет его вынужденный уход из-за подмоченной репутации? Не потянет ли это за собой длинную цепочку иных кадровых перестановок, вплоть до самой немыслимой - перехода в «Феррари» главного конструктора чемпионских машин Адриана Ньюи?

В этот поток неразберихи и многочисленных версий происходящего в любом случае совсем скоро будет внесена ясность. Полагаю, что мы узнаем не только, как на самом деле развивались события, приведшие к скандалу, но и кто за всем этим стоит. Классика юриспруденции такова: ищи, кому это выгодно.

Первая в сезоне квалификация 


Если на тестах, которые предшествовали гонке и проходили тут же в Бахрейне, команды ещё как-то старались скрыть  истинную скорость своих машин и новые разработки на болидах, то на первой в сезоне квалификации все карты пришлось раскрыть. И стало ясно, что преимущество машин «Ред Булл» никуда не исчезло. Только вот отставание конкурентов значительно сократилось. 

На протяжении всех свободных заездов Макс Ферстаппен ни разу не был на первой строчке по их итогам. Более того, даже в первых двух сегментах квалификации голландский чемпион не смог оказаться быстрее конкурентов. Но главным моментом, на мой взгляд, который следует отметить в качестве особенности начала нового сезона, - это то, что в первом сегменте квалификации разница результатов быстрого круга у двадцати пилотов практически уложилась в интервал одной секунды. 

Даже в итоговом сегменте 9-е время, показанное Льюисом Хэмилтоном, было всего на 0,53 хуже, чем у обладателя поула. Следует отметить, что 10-м по итогам квалификации был Нико Хюлькенберг, чей «Хаас», по предсезонным прогнозам, и вовсе специалисты относили к группе аутсайдеров. 

Помимо всего прочего квалификационные заезды показали и фактическую группу конкурентов, которые будут в этом сезоне бороться за подиумы, а возможно и за победы, если вдруг у действующих чемпионов что-то сложится не так на какой-нибудь из трасс. При продолжающемся лидерстве «Ред Булл» хорошую форму продемонстрировали «Феррари», «Мерседес», «Астон Мартин» и «МакЛарен». В общем, кардинально в расстановке сил ничего не изменилось. И зачастую исходы гонок будут решать вопросы настроек и соответствия гоночных болидов условиям того или иного автодрома.  

Следует отметить, что первые 6 гонок нового сезона будут проходить за пределами Европы, где фактически находятся базы всего гоночных коллективов. А посему основные новинки, способные изменить расстановку сил, появятся на болидах не раньше середины мая, когда чемпионат приедет на легендарную трассу в итальянской Имоле. 

По итогам квалификации в Бахрейне Макс Ферстаппен на чемпионском «Ред Булл» заработал свой 33-й поул  в карьере. Компанию ему на первом ряду стартового поля составил Шарль Леклер, не сумевший, к сожалению, на «Феррари» проехать свой последний зачетный круг столь быстро, как это было во втором сегменте. 

Джордж Рассел («Мерседес») и Карлос Сайнс («Феррари») разместились на втором ряду, Серхио Перес («Ред Булл») и Фернандо Алонсо («Астон Мартин») соответственно на третьем.  Вслед за ними на старт гонки выкатили свои болиды гонщики «МакЛарен» Ландо Норрис и Оскар Пиастри. 

Заметим, что квалификационные заезды проходили не совсем обычно, то есть в пятницу. Причиной тому явились особенности проведения следующего за этим Гран-при Саудовской Аравии. Учитывая, что в воскресенье 10 марта начнется мусульманский праздник Рамадан, местные власти поставили условие о переносе гонки с воскресенья на субботу. А поскольку между Гран-при не может быть по регламенту меньше недели, то и властям в Бахрейне пришлось делать гоночный уикенд в формате пятница-суббота, а не как это было традиционно в Формуле-1 суббота-воскресенье.  

Первая гонка и первые лидеры


Старт прошел довольно спокойно. В лидирующей группе удалось избежать столкновений, и, забегая вперед, отмечу, что Берн Майландер, водитель сэйфети-кара, на этом Гран-при от старта до финиша гонки на трассу так и не выезжал. 

Максу Ферстаппену удалось на первом круге сохранить преимущество над «Феррари» Шарля Леклера, чуть позади них Серхио Пересу удалось обогнать вторую машину итальянской скудерии в борьбе за 4-е место.

Что мне бросилось в глаза, так это неспортивное поведение действующего чемпиона на стартовой прямой. Имея самую быструю машину в пелотоне, позволившую ему уже к третьему кругу иметь преимущество в  2,5 секунды над ближайшим соперником, голландский гонщик не преминул испортить впечатление от старта откровенно хамским и не совсем законным маневром в первые мгновения гонки. Представляю, с каким остервенением сейчас на меня набросятся фанаты 3-кратного чемпиона. Но тем не менее, давайте постараемся быть объективными. 

Сразу со старта Макс перекрыл траекторию Шарлю Леклеру, откровенно направив свой «Ред Булл» наперерез «Феррари» соперника. Когда же, уворачиваясь от столкновения, монегаск принял влево, то Ферстаппен также повернул влево, стараясь вновь перекрыть траекторию. Естественно, что в первый поворот голландец вошел первым, оттеснив соперника на внешний радиус, и затем уже свое преимущество он не уступил до самого финиша.  

До откровенного нарушения, конечно, тут дело не дошло. Но замечания со стороны стюардов, по моему убеждению, действующий чемпион, конечно, заслуживал. Увы, подобный маневр со стороны Ферстаппена даже не подлежит обсуждению у руководства гонки. Мол, он впереди, и вправе выбирать себе траекторию так, как считает нужным. О том, что Макс на стартах и ре-стартах с места это делает умышленно всякий раз, пытаясь таким неспортивным образом лишить соперников даже шанса выйти вперед, свидетельствует то, как голландец ставит свой болид на стартовой позиции: под некоторым углом, заранее планируя свой маневр.
 
Все последующие события этого первого Гран-при сезона проходили под диктовку лидера. Если и были какие-то атаки, обгоны, борьба, то она не касалась Макса Ферстаппена. Преимущество машины, опыт предшествовавших девяти сезонов, четкая и слаженная работа команды на пит-стопах, - все это составляющие того доминирования, которое имеет на сегодняшний день действующий чемпион над остальными соперниками. Будем ли мы свидетелями еще одного сезона с рекордным числом побед «Ред Булл»? Надеюсь, что нет. 

И все же интерес к событиям на трассе у зрителей был, хотя обошлось и без аварий, и без красных флагов, и без ре-стартов. Не было даже ни одного схода на этом Гран-при, все пилоты добрались до финиша.  Обгонов, правда, было не очень много, но тем не менее, борьба на трассе позади лидера велась. 

Показательным было сражение между пилотами «Феррари». У Шарля Леклера не заладилось с настройками тормозов, в поворотах его машина была плохо управляемой. И гонщику скудерии приходилось бороться не только с соперниками, но и со своим болидом. Отдадим должное таланту монегаска, он сумел минимизировать потери, вызванные не лучшим состоянием его «Феррари». На финише он был 4-м, пропустив вперед себя лишь Серхио Переса и Карлоса Файнса. Мексиканец и испанец составили компанию победителю гонки Максу Ферстаппену на подиуме. 
 
Джордж Рассел после многообещающей 3-й позиции на старте позволил себе вольность пообещать борьбу за второе место, но финишировал лишь 5-м. В начале гонки британцу удалось обойти Шарля Леклера, но затем уже после волны пит-столов ему пришлось уступить и Серхио Пересу, и обоим пилотам «Феррари».  

Конечно, опередить в итоговом протоколе своего именитого напарника по «Мерседес» и 7-кратного чемпиона Льюиса Хэмилтона для Джорджа можно уже назвать успехом. Только не будем забывать, что из-за  не самой лучшей своей квалификации Льюис стартовал с 9-го места, а финишировал на 7-м, сумев по ходу гонки обойти и Фернандо Алонсо на «Астон Мартин», и Оскара Пиастри на «МакЛарен». Похоже, в этом сезоне внутрикомандная борьба в «Мерседес» будет довольно упорной. Для Льюиса  - это «лебединая песня» перед уходом в следующем сезоне в «Феррари», а для его напарника - попытка доказать своим работодателям, что он способен выступать на уровне  многократного чемпиона. 

Еще на одного малозаметного героя Гран-при Бахрейна я хотел бы обратить внимание читателей. Это канадец Лэнс Стролл. Замкнутый в общении, из-за чего от некоторых журналистов он даже получил обидное прозвище «аутист», этот гонщик появился в Формуле-1 благодаря деньгам своего папы-миллиардера, купившего для него целую команду. Но будем объективны, этот парень тоже обладает гоночным талантом. И за его плечами есть уже и 3 подиума, и даже 1 поул. Причем, первый подиум он заработал в Баку уже в дебютный год своего выступления в Больших Призах и не на самой быстрой машине пелотона. Особенно Лэнсу удаются старты, он  - среди рекордсменов по количеству отыгрываемых на старте позиций.  

В Бахрейне Стролл стартовал 12-м, в то время, как его именитый напарник испанский чемпион Фернандо Алонсо начинал гонку с 6-го места. Обойдя несколько соперников на стартовой прямой, Лэнс не ожидал, что в его корму врежется «Хаас» Нико Хюлькенберга. В результате  канадцу пришлось откатиться в самый хвост пелотона, и вся последующая гонка для него превратилась в прорыв сквозь череду неуступчивых соперников. Однако к финишу Лэнс добрался всё-таки до 10-го места и заработал свое первое очко, пусть даже и в 20 секундах позади Фернандо, который пересек финишную черту 9-м.

Подводя итоги


Если говорить о гонке, то для Макса Ферстаппена это 55-я победа в его карьере. Прошлогодний вклад в число выигранных Гран-при был настолько значительным, что сегодня голландский чемпион уже в числе элиты мирового автоспорта. Кстати говоря, вчерашняя победа принесла ему еще и 5-й Большой шлем. Это поул, победа, лидирование на протяжении всей гонки и лучший круг. По этому показателю он сравнялся с Михаэлем Шумахером. А среди более успешных пилотов всего лишь два: Льюис Хэмилтон и Джимми Кларк. 

Второе место Серхио Переса позволило команде «Ред Булл» оформить очередной победный дубль, доказав конкурентам, что австрийские болиды в настоящее время самые быстрые в пелотоне. 

Что  следовало бы еще сказать в качестве итогов этого Гран-при Бахрейна, отметившего 20-летнюю историю прихода Больших призов в эти места, так это уникальность личного состава команд. Впервые в Формуле-1 за всю ее почти 75-летнюю историю в командах не появилось ни одного дебютанта. Более того, опять же впервые в истории Больших Призов состав команд абсолютно не изменился по сравнению с последней гонкой прошлого года. Впрочем, будущий сезон в этом плане точно уж не станет повторением. Более того, нам еще предстоит стать свидетелями главных перестановок в команде «Мерседес», и, вполне вероятно, в руководстве «Ред Булл». Как это будет проходить и с какими последствиями, покажет время.











   
     


 

 

 
     
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter