Злоумышленники продолжают использовать множество разных схем для получения персональных данных и данных банковских платежных карт.
Предприимчивые люди
В последнее время e-mail-рассылка от банков пестрит сообщениями об участившихся случаях мошенничества в отношении своих клиентов. Кто-то сигнализирует о применении методов социальной инженерии, когда злоумышленники представляются сотрудниками служб безопасности банков и уверенным голосом выпытывают личные данные. Другие авантюристы идут куда дальше — просят пожертвовать деньги в придуманный ими фонд для борьбы с COVID-19. В связи с выросшим спросом на хирургические маски и другие медицинские товары в интернете появились мошеннические магазины, веб-сайты, учетные записи в соцсетях и адреса электронной почты, утверждающие, что они продают эти товары. Но вместо получения обещанных масок и медикаментов ничего не подозревавшие люди теряют деньги.
Вместе с тем в Нацбанке пристально наблюдают за ситуацией и успокаивают: статистика в отношении мошенничества с использованием банковских платежных карточек и их реквизитов ведется, и она не позволяет сказать, что ситуация с мошенничеством слишком уж обострилась.
— Так, например, если сравнивать количество инцидентов, направленных в рамках информационного обмена в Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (FinCERTby), — рассказывает начальник отдела реагирования на компьютерные угрозы управления защиты информации Нацбанка Сергей Майсейшин, — то их количество даже снизилось — до 1029 по итогам первого квартала нынешнего года против 5623 в четвертом квартале 2019-го.
При этом, по словам специалиста, злоумышленники продолжают использовать множество разных схем для получения персональных данных и данных банковских платежных карт. Большинство мошеннических операций осуществляется с использованием именно реквизитов карт в системах дистанционного банковского обслуживания. Чаще всего это переводы денежных средств. Безусловно, от таких действий страдают обычные граждане.
— Отдельное внимание стоит уделить различного рода фишинговым рассылкам (целью которых является получение доступа к конфиденциальным данным пользователя). В настоящее время злоумышленниками активно используется тема распространения вируса COVID-19. Для получения той или иной выгоды мошенники направляют письма, имитирующие официальные рассылки от банков или государственных организаций, к примеру, письма о пожертвованиях в некий фонд борьбы с коронавирусом.
Трюки в арсенале
В целом Сергей Майсейшин замечает: в арсенале злоумышленников преобладает несколько популярных схем. Например, мошенники прибегают к вишингу. Метод заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную связь и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т.д.), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определенных действий с карточным счетом или платежной картой с целью хищения денежных средств.
Не новым, но популярным методом стало выманивание реквизитов банковских платежных карт (личного номера в паспорте, аутентификационных данных, в том числе логина, пароля, СМС-кода и т.п.) с использованием взломанных аккаунтов друзей в социальных сетях, когда от имени друга просят сообщить реквизиты карты, либо совершить определенные действия по переводу денежных средств с помощью систем дистанционного банковского обслуживания.
Чуть более изощренным, по мнению Сергея Майсейшина, стал метод с участием лжепокупателя. Речь идет о схеме, когда злоумышленник под видом покупателя связывался с клиентом банка — продавцом (который разместил объявление о продаже товара в интернете), и под предлогом внесения залога перед покупкой товара мошенник предоставлял продавцу ссылку на фейковый сайт (визуально похожий на официальный сайт банка) для получения денежного перевода.
— По подобным случаям в рамках деятельности FinCERTby ведется постоянное взаимодействие с банковским сообществом и силовым блоком, — заверил представитель Нацбанка.
Спасение утопающих
Рассуждая о возможности применения превентивных мер для пресечения действий мошенников, Сергей Майсейшин заключил:
— В отношении мер противодействия непосредственно в борьбе с мошенничеством с использованием банковских платежных карт необходимо понимать, что в 95 процентах случаев противоправных действий реквизиты были переданы злоумышленникам самими держателями карт в результате их обмана. Таким образом, лучший способ противостоять мошенникам — киберграмотность, которая предполагает наличие знаний о цифровых услугах, предоставляемых на финансовом рынке, умение ими пользоваться, а также способность обеспечить при этом цифровую безопасность.
Начальник отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Нацбанка Юлия Сакович согласна с коллегой. Она, в свою очередь, замечает, что в рамках проводимой регулятором работы по повышению финансовой грамотности этим вопросам уделяется большое внимание. Граждане всегда могут обратиться к Единому интернет-порталу финансовой грамотности:
— В учебной программе факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» для 8—9-х классов учреждений общего среднего образования, утвержденной Национальным институтом образования Минобразования, есть специальный раздел «Цифровой банкинг», где предусмотрено изучение основ цифровой безопасности.
Юлия Сакович подчеркивает: будучи активными пользователями социальных сетей, технологий и возможностей в финансовой сфере, но имея при этом недостаточный уровень финансовых знаний и небольшой опыт пользования финансовыми услугами, молодые люди менее всех защищены от мошенничества в цифровой среде. И опять же, тема COVID-19 активно используется мошенниками при работе с такой категорией граждан.
kryzhevich@sb.by