Доверяй, но проверяй. Как не обжечься при покупке готового бизнеса?

Фирма под ключ

Превратиться из наемного сотрудника во владельца собственной фирмы — задача нетрудная. Без забегов по инстанциям, поисков помещения, закупки оборудования и подбора сотрудников. Купить бизнес сейчас практически так же просто, как новый холодильник или телевизор. Выбираете модель, соотношение цена — качество, проверяете работоспособность — и дело в шляпе. И все же, как и к любому денежному вопросу, подходить к такой покупке нужно осмотрительно: есть нюансы, на которых легко обжечься.


Рынок под прицелом

Найти предложения о продаже готового бизнеса несложно: в интернете есть немало специализированных площадок с объявлениями. На некоторых сайтах можно сразу обозначить желаемые параметры: категорию, регион, стоимость и прочее. Остается лишь внимательно ознакомиться с тем, что предложит система. Но будьте внимательны: к примеру, некоторые продавцы не указывают в объявлении цену. Она автоматически выставляется на уровне нуля. Если указываете нижний предел цены, такие предложения не увидите в результатах поиска. А они могут оказаться очень даже выгодными.

Можно ли купить дело, имея в кармане 6 тысяч рублей? Варианты есть. Например, в Минске за 5,5 тысячи рублей предлагают действующий бизнес по размещению и трансляции рекламных видеороликов в супермаркете “Рублевский”, в 3,7 тысячи обойдется кофейня в бизнес-центре, за 4,8 тысячи можно купить мини-кафе на рынке, за 5 тысяч — свечное производство или автомагазин, за 5,8 тысячи — интернет-магазин изделий из натуральной кожи. Есть что выбрать и в регионах: к примеру, выложив 5,2 тысячи рублей, можно стать обладателем салона красоты в Молодечно.

Читая описание и просматривая фотографии, порой задаешься вопросом: почему так дешево? Профессиональный брокер и владелец популярного сайта для тех, кто хочет купить или продать готовое дело, Денис Щось объясняет:

— Не всегда продается то, что априори убыточно. Бывает, бизнес не приносит прибыли исключительно по вине прошлого хозяина. Люди делают определенные ошибки, а как их исправить, не знают. Им проще продать дело. Но любой другой хозяин, у которого есть минимальное образование в бизнесе либо опыт и видение развития проекта, может купить его задешево, вывести в плюс и перепродать дороже. К слову, сейчас ситуация на рынке складывается таким образом, что покупать готовый бизнес гораздо выгоднее, чем создавать с нуля. Зачастую можно встретить предложения, когда дело продается по себестоимости и даже ниже.

Чем большей суммой располагаете, тем больше вариантов: от сети вендинговых аппаратов до заводов и торговых центров. И все же самые популярные предложения — парикмахерские, салоны красоты, объекты общепита, всевозможные магазины как офлайн, так и онлайн-формата. Цены на подобный бизнес стартуют примерно от 8—9 тысяч рублей, верхняя планка не ограничена. На первый взгляд, управлять таким делом может каждый: в конце концов, все мы ходим за покупками, стрижемся, иногда наведываемся в кафе, а значит, принцип работы и запросы потребителя понятны. Однако такой подход нередко оборачивается проблемами, говорит эксперт:

— Лучше выбирать бизнес, в котором разбираешься. Если вы работаете в торговле — идите в торговлю. Хотя многие начинают менять сферу деятельности, думая, что, допустим, парикмахерский бизнес проще того же общепита. Но, если у вас нет опыта, на практике все будет только сложнее. Разумнее развиваться в том направлении, где уже есть наработки.

Обойти острые углы

Прежде чем принимать решение о покупке бизнеса, четко ответьте себе на вопрос, что вы будете с ним делать, советует Денис Щось:

— Есть представление, зачем вам это и что делать дальше, — покупайте. Знаю много примеров, когда люди приобретали заведомо убыточный бизнес и превращали его в прибыльный. И наоборот — прибыльное дело за два-три месяца спускали в никуда.

Если собираетесь купить объект, ориентированный на работу с частными лицами, не поленитесь для начала посетить его в качестве покупателя или клиента. Обратите внимание на сервис, поговорите с сотрудниками. Задержитесь и обратите внимание, как ведут себя другие посетители, какие товары и услуги и в каком объеме они приобретают.

На этом этапе неплохо также понять, что генерирует денежный поток. Допустим, удобное месторасположение или уникальный продукт. А может, все держится на работниках — к примеру, парикмахеры зачастую имеют наработанную клиентскую базу. При покупке обратите внимание, чтобы прибыльные факторы сохранились и после того, как бизнес перейдет к вам. Если речь идет о месте с высокой проходимостью, особенно тщательно изучите вопрос аренды: когда заканчивается договор, готов ли собственник помещения продлить его в дальнейшем и на каких условиях и так далее. Обратите внимание на перспективную застройку вокруг объекта. Подумайте, как это может повлиять на поток покупателей.
Грамотно оценить стоимость компании — то еще искусство. Если обоснованность цены сделки вызывает сомнения, обратитесь к профессиональным оценщикам. Либо можно пойти на хитрость. Попробуйте взять деньги на покупку дела в банке: если откажут, вероятно, финучреждение не верит, что вложения окупятся, позволив вам гасить долг с процентами, а на продаже имущества фирмы отбить кредитные средства (обычно 60—70% от суммы сделки) вряд ли получится.
Важный этап — встреча с продавцом. Узнайте о причинах продажи, расспросите о тонкостях бизнеса. И обязательно выясните, готов ли он заранее представить вам для ознакомления все документы. Перед покупкой готового бизнеса обязательно нужно проверить его финансовое состояние. Денис Щось рекомендует для этого обращаться к профессионалам:

— Когда речь идет о простом мелком бизнесе — салонах красоты, мини-кафе, — достаточно заказать проведение бухгалтерского аудита. Если же собираетесь покупать крупное предприятие, понадобится еще и юридический. Это уже долгий и трудоемкий процесс.

Особое внимание обратите на моменты, существенные для успеха вашего будущего дела. Допустим, если покупаете кофейню, убедитесь в качестве электросети (кофемашина, как-никак, мощное устройство), изучите счета за коммунальные услуги. И только если вас все устраивает, оформляйте документы на покупку.


НА ЗАМЕТКУ

Хорошее решение для тех, кто хочет вложиться в выгодное дело, не создавая бизнес с нуля, — покупка франшизы. Условно говоря, вы приобретаете доступ к бизнес-модели, ноу-хау, товарным знакам уже известного бренда. Среди плюсов — поддержка франчайзера, его опыт, знания, репутация. А еще возможность стартовать с меньшей суммы вложений. Из минусов — ограниченность в действиях (материнская фирма выдвигает ряд требований к покупателю такой лицензии), а также необходимость делать отчисления франчайзеру.

Перед покупкой внимательно изучите, что входит в франчайзинговый пакет. Пообщайтесь с теми, кто уже открыл такой бизнес, узнайте, как складываются отношения с франшизодателем, какие есть трудности. Обратите внимание на траты, которые предстоят, помимо заявленных инвестиций: например, обычно в плату за франшизу не включаются аренда, расходы на персонал. По возможности изучите все детали договора вместе с юристом — консультация стоит денег, но знание определенных нюансов со старта поможет избежать разорительных ошибок в будущем.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter