Добросовестность бизнеса — один из факторов безопасности внутреннего рынка

Гарантия качества товара

За последние два с лишним года белорусский потребительский рынок претерпел весьма существенные метаморфозы. Некоторые иностранные компании ушли с него, другие стали поставлять свою продукцию под иными торговыми марками и извилистыми логистическими путями. Производителям тоже пришлось подстраиваться под новые реалии, заменять сырье и ингредиенты из недружественных стран аналогами из других регионов. По прошествии времени можно утверждать: потребительская корзина не пострадала. Усилиями государства и бизнеса удалось насытить розничную торговлю полным ассортиментом товаров, а корпоративный рынок — необходимыми сырьем и материалами. Но у потребительского рынка принципиальными являются не только количественные и объемные характеристики, но и качественные. После парада санкций были опасения, что трансформация на рынке несет риски снижения качества поставляемой продукции, включая и появление контрафактных и контрабандных поставок. О том, как обеспечивается безопасность для потребителей системой контроля за соблюдением обязательных требований и заявленных свойств продукции, рассказал заместитель председателя Госстандарта Александр Бурак.

Системный подход

— В Беларуси выстроена комплексная система обеспечения и контроля безопасности и качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла. В том числе и товаров, импортируемых из третьих стран.
Более 85 процентов реализуемой на белорусском рынке продукции является объектом регулирования технических регламентов Евразийского экономического союза, которые устанавливают для нее обязательные требования.
Александр Бурак.
Вся продукция, выпускаемая в обращение на территории стран — членов ЕАЭС (включая и Беларусь) независимо от страны ее происхождения и присутствия на территории представительств компаний-производителей, должна соответствовать требованиям этих документов, которые гарантируют безопасность. Контроль соблюдения обязательных требований проводится как непосредственно импортерами или поставщиками продукции в рамках входного контроля, так и контролирующими (надзорными) органами в ходе государственного контроля (надзора). 

Государственный контроль требований технических регламентов ЕАЭС в Беларуси осуществляют Государственный комитет по стандартизации, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство по чрезвычайным ситуациям. Кроме того, до выпуска в обращение продукция, производимая и реализуемая на территории государств — членов ЕАЭС, подлежит оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям технических регламентов союза. Необходимым этапом процедур подтверждения соответствия продукции в большинстве случаев являются испытания в аккредитованной испытательной лаборатории по показателям безо­пасности, установленным в технических регламентах союза. Контроль за деятельностью аккредитованных испытательных лабораторий осуществляют юридические лица, уполномоченные в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС на проведение аккредитации. В Беларуси этой организацией является Белорусский государственный центр аккредитации, в России — Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

Все под контролем

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий можно заключить: уход с российского и белорусского рынков ряда иностранных производителей и поставщиков не оказал существенного негативного влияния на безопасность и качество реализуемой продукции. Значительного роста случаев выявления в реализации на территории Беларуси опасной продукции не фиксируется. 

Одним из приоритетных направлений деятельности контрольных (надзорных) органов Госстандарта является исключение обращения на внутреннем рынке опасной продукции, способной причинить вред жизни и здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде. Для выявления на рынке такой продукции инспекции Госстандарта проводят выборочные и внеплановые проверки и мониторинги. По итогу этих мероприятий за девять месяцев 2024 года изъято и запрещено к ввозу и обращению на территории Беларуси 1548 наименований опасной продукции: игрушки, товары для детей и подростков, электротехническая продукция, продукция легкой, пищевой промышленности, упаковка, синтетические моющие средства, стеклоомывающие жидкости, автомобильные компоненты и ряд других товаров. Прекращено действие 515 документов об оценке соответствия, сопровождающих эту продукцию. Для оперативного информирования потребителей, а также производителей и поставщиков об опасной продукции функционирует общедоступная информационная система «Опасная продукция» (https://danger.gskp.by), а также официальный публичный телеграм-канал Госстандарта «Безопасность и качество» (@gosstandartby). 

Юридическая и социальная ответственность

Статьи 24.7 и 24.8 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусматривают ответственность за нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации, а также об оценке соответствия техническим требованиям. Ответственность за ввоз продукции, не соответствующей установленным обязательным требованиям по безопасности, т.е. опасной продукции, несут импортеры, допустившие ее ввоз и обращение. 

Ответственность за неправомерную выдачу, принятие документов об обязательной оценке соответствия, а равно нарушение правил и процедур обязательной оценки соответствия техническим требованиям несут органы по сертификации. Заявители при декларировании соответствия продукции несут ответственность за принятие декларации в случае, если она содержит неполные, недостоверные сведения или если необходимые доказательные материалы вовсе отсутствуют. Указанными статьями предусмотрены достаточно существенные штрафные санкции, а также полное возмещение причинения вреда. Например, за выпуск в обращение опасной продукции для индивидуального предпринимателя и юридического лица штраф может составлять до 100 процентов от стоимости продукции, а при невозможности точно установить стоимость — до 500 базовых величин. 

По моему мнению, тремя важными составляющими в формировании безопасного и качественного рынка являются высокая грамотность потребителя, добросовестность бизнеса и эффективный надзор. Системное и сбалансированное сочетание этих слагаемых обеспечивает высокий уровень защиты от опасной продукции. 


Огромное значение играет добросовестность бизнеса. Сегодня важно, чтобы, предлагая и продвигая на рынке продукцию, предприниматели руководствовались не только ценой, но и высокой деловой культурой и социальной ответственностью. Дорожащие своей репутацией компании не предложат к реализации товар непроверенного изготовителя или поставщика, а тем более — без документов об оценке соответствия. Тем не менее случаи выпуска в обращение продукции, не соответствующей установленным требованиям, все же фиксируются, в том числе у добропорядочных поставщиков. Это происходит по множеству причин. Ведь обеспечение безопасности и качества продукции — многоступенчатый процесс с установленными требованиями на каждом из этапов ее жизненного цикла, начиная с разработки документации, постановки продукции на производство, непосредственно производства и заканчивая условиями ее транспортировки, реализации и хранения. Соблюдение этих требований составляет систему управления безопасностью и качеством, которая обеспечивает выпуск соответствующей продукции. 

Вместе с тем следует отметить, что при наличии информации об обращении на территории страны импортируемой продукции с несоответствием потребительских характеристик товара заявленным производителем либо иным обязательным требованиям белорусские производители и представители торговых организаций вправе представить эти данные контролирующему (надзорному) органу по компетенции для организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий. 

volchkov@sb.by

Фото из архива «СБ»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter