Раввин Григорий Абрамович — о гражданском долге верующих

Благословение на выбор

Немало людей на земле чувствуют себя комфортно, оставаясь, как говорится, вне политики. Но так или иначе она присутствует в нашей жизни, ведь все мы желаем жить в цивилизованном обществе, которое самостоятельно определяет свое будущее. И для этого нужно уметь делать правильный выбор.

В нашей стране сейчас проходит сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов в Президенты Беларуси. Даже самые далекие от политики, на первый взгляд, люди знают об этом — процесс широко освещается в медиа, о нем говорят в общественном транспорте.

Но каким должно быть отношение к электоральной кампании у человека верующего? Да, в уставе религиозной организации, общины есть четкие правила об отношении к политике. Но что насчет участия в выборах — это обязанность или право, которым можно и не воспользоваться? За ответом можно обратиться к страницам Торы (Библии).

До разрушения в VI веке до нашей эры Первого Иерусалимского Храма и изгнания евреи считали своей родиной только землю Израиля. Однако пророчески предвидя то, что им предстоит жить и в тех землях, куда их увели, Ирмиягу (пророк Иеремия) говорит соотечественникам следующее: «Просите мира для того города, в который изгнаны, и молитесь за него Господу, ибо при его благополучии и вы будете благополучны».

В конце того же века евреи стали возвращаться в землю Израиля, отстроили Храм и в течение нескольких веков восстанавливали страну. Хотя многие при этом оставались жить в других краях. А в I веке нашей эры — вновь война и разрушение уже Второго Иерусалимского Храма. Раввин Ханина, заместитель первосвященника, видел на своем веку междоусобные войны, разрушения и период, когда враг победил его народ (а впоследствии и казнил его самого за уроки Торы). Его слова об отношении к власти остались в сборнике «Пиркей авот» (Поучения отцов, 3:2): «Молитесь за благополучие правительства, поскольку если бы не трепет перед ним, люди бы проглотили бы друг друга…» Возможно, для этого утверждения он брал слова пророка Хавакука о сравнении людей и рыб, где большая съедает меньшую.

И все же оставались вопросы, как относиться не только к стране, где ты живешь, к правительству, но и как, исполняя заповеди, блюсти гражданские законы государства, которое стало Отечеством с его культурой, традициями и укладом.

В 241 году нашей эры персидский царь Шапур I даровал всем национальным меньшинствам страны, в том числе и иудеям, культурно-религиозную автономию. В ответ на это один из лидеров поколения, глава религиозной академии и религиозного суда в Нехардее раввин Шмуэль Ярхинаа выразил признательность за данное решение. В назидании потомкам оставил правило в Талмуде (трактат Баба Батра, 54): «Дина де малхута — дина». Это значит «Закон государства является законом для исполнения».

Есть еще немало подобных примеров из Торы, Талмуда и нашей истории. Но ясно одно: религиозные деятели предыдущих столетий учат нас разным мудростям, в том числе тому, как относиться к месту, где ты живешь, и почему важна роль активного гражданина в обществе. Безусловно, и наше поколение оставит потомкам свое назидание и опыт. Пусть Всевышний дарует каждому из нас благословение, мудрость и желание творить добро, укреплять мир через наш выбор.

Раввин Григорий АБРАМОВИЧ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter