Начнем с понятного всем: в Польше идет избирательная кампания в парламент. Польша является должником и клиентом Соединенных Штатов Америки, а также сателлитом и тоже должником Великобритании. Потому и копирует своих англосаксонских хозяев, где и как только может.
А может пока плохо, поэтому по большому счету все равно, кто там придет к власти, демократы или… или нет. Или тори. Да хоть виги – нью-пилсудчина из Польши в ближайшее время не уйдет.
На наших глазах традиционная англосаксонская борьба нанайских мальчиков идет в исполнении застенковой шляхты, плохо умеющей во всякие политесы и викторианство. Потому две партии, как две кобеты, вцепившись друг другу в волосья, не столько борются за своего гражданина-избирателя, сколько хотят повергнуть соперницу в грязь.
От этого, в конце концов, зависит, которая из них будет после выборов ходить в кино на вип-кресла, а которой придется терпеть поцелуи на всех местах.
Именно кино и выбрали поляки очередным полем битвы. Режиссер Агнешка Холланд сняла фильм «Зеленая граница», показала его на Венецианском кинофестивале и получила специальный приз жюри. За что подверглась на родине невиданному ранее остракизму.
Для белорусов содержание черно-белой ленты никаких новостей не содержит: там рассказывается – я специально процитирую французскую газету Le Figaro и только ее – «о судьбе мигрантов из Азии и Ближнего Востока, пытающихся нелегально попасть в Польшу из Беларуси, которых часто вытесняют польские пограничники при поддержке армии». «Пытки и избиения сирийцев, афганцев, йеменцев являются обычным явлением. Их товарищи по несчастью умирают от холода или тонут в болотах» – конец цитаты. Мы здесь, в Беларуси, даже знаем, что поляки отдельных мигрантов просто расстреливают, у нас же есть показания участника событий Эмиля Чечко.
Но во Франции (да и во всех цивилизованных, как они любят себя называть) странах Евросоюза фильм польской кинематографистки произвел шоковое впечатление. Властелинам мира с европейского континента предстоит решить, как дальше с этим жить.
У поляков таких вопросов нет. «Лидер националистической партии осудил позорный и отвратительный памфлет, часть индустрии неуважения к Польше, – пишут французы [ишь ты, индустрия неуважения! надо же]. – Цель этого фильма – оскорбить польскую униформу, оскорбить поляков, представить честную защиту польской границы, границы ЕС как преступление».
Звучит как будто из Мюнхена, правда? Но это Вроцлав, собрание партии ПиС – «Право и справедливость», на трибуне – Ярослав Качиньски. То ли новый фюрер поляков, то ли новый начальник государства, холера зрозумешь.
Против 74-летней Агнешки собрался и принял резолюцию аж целый Комитет национальной безопасности и обороны Польши. Бравые министры юстиции, обороны и внутренних дел не поскупились на емкие мужские эпитеты в адрес своей же соотечественницы. У которой, правда, есть совесть.
Запоминайте: «Фильм оскорбляет честь и репутацию Польши, солдат польской армии, пограничников и польских полицейских», – лязгнул на пресс-конференции бывший министр внутренних дел, а ныне обороны Мариуш Блащак.
А министр юстиции, похоже, попал на деньги. «Во времена Третьего рейха немцы снимали пропагандистские фильмы, в которых поляки изображались бандитами и убийцами. Сегодня у нас есть Агнешка Холланд», – на той же пресс-конференции произнес он. И теперь имеющая еврейские корни номинантка премии «Оскар» за фильм «Европа, Европа» подает на него в суд за клевету, если не получит извинений и пожертвований жертвам Холокоста.
Нет, я все понимаю, но такую квалификацию министра юстиции страны… у них там, в ПиСе, совсем что ли нет людей? Впрочем, что это я, откуда возьмутся разумные люди в ПиСе?
Добило поляков известие о том, что «Зеленую границу» привезут к Святому престолу. «Торжественный показ фильма пройдет в Киноархиве Ватикана в присутствии высокопоставленных представителей духовенства католической церкви», – это последние новости.
В Ватикане понимают: там, откуда бесповоротно ушел дух папы Иоанна Павла Второго, сейчас царит бесовщина и правит бал сатана. Хоть называйте это ПиСом, хоть не называйте, а божественного в этой стране остается все меньше.
Тему поддерживает и испанский «Мир» (El Pais), отмечая, что «фильм имел кассовый успех». И поднимаясь, можно сказать, над континентом: «Если белорусский диктатор А. Лукашенко использует мигрантов для оказания давления на Европу, то старый и внешне гостеприимный континент, избавляясь от них, действует, как тиран».
Теперь уберем после «если» термины «использует» и «диктатор», вставленные явно в целях общеевропейской проформы, дабы не дочапилися, и останется «тиран». Это не континент, как видят испанцы, а маленький польский толстячок с нео-пилсудскими амбициями.
Le Figaro еще пишет, что Агнешку Холланд поддержала в открытом письме Федерация европейских кинорежиссеров. Там же она заодно обвинила и польского министра, заявив, что именно его высказывания являются «коварной формой пропаганды».
И все европейцы отмечают вот что, цитирую: «Миграционный вопрос является одной из главных тем предвыборной кампании на парламентских выборах в Польше. Оппозиция обвиняет правящую партию в фактическом способствовании въезду многих мигрантов путем выдачи тысяч виз».
И это самое циничное во всей истории. Одни министры, спина к спине, клеймят фильм, другие министры в это же время за взятки торгуют нелегальными визами в Евросоюз, третьи убивают живых людей на границе и закапывают их в польских лесах. Честь и репутацию Польши, солдат польской армии, пограничников и польских полицейских это, понятно, не оскорбляет.
А над всем этим кублом стоит и лишает его химеры совести Качиньски – новый дырэктор паньства польскего.
Не доигралась бы Европа до нового фюрера, говорю я себе и вам. Потому что его польский вариант уже почти готов. И он, и они – рядом с нами.
Уж простите, накипело.