Что известно о новом президенте Казахстана

Фактор Токаева

С большим преимуществом победу на выборах одержал опытный дипломат и государственный деятель Касым-Жомарт Токаев. Несмотря на узнаваемость этой политической фигуры, эксперты задаются вопросом, каким он будет в качестве руководителя страны?


Традиционно портрет излагается в биографическом ключе. Где родился, учился, женился. На самом деле наше детство о нас говорит очень много. Будущий президент учился в одной из лучших алматинских школ — № 25. Как коренная алматинка скажу попросту — «центровая» школа. Это значит, что он жил со своими родителями в центре столицы КазССР. Впоследствии ему пришлось вкусить и прелести жизни в общежитии МГИМО, где не было возможности и времени думать о своей элитности. Отец, которого он нередко вспоминает в своих мемуарных записках, был писателем, а мама — преподавателем Алматинского института иностранных языков. Конечно, это с самого начала предопределило вкусы и наклонности Касым-Жомарта Токаева. А также его блестящую дипломатическую карьеру, которая базируется на знании трех иностранных языков (английский, французский и, главное, китайский). В МГИМО он был распределен в группу, изучающую китайский язык. И кто мог тогда в 1970-е годы предположить, какое значение это будет иметь для будущего министра иностранных дел независимого Казахстана. Вспоминая его назначение в 1994 году, могу сказать, что это редкий случай, когда министр соседнего с Китаем государства мог свободно говорить на мандаринском, что, конечно, сослужило добрую службу государству. Вообще, умение не просто говорить на одном языке с китайским руководством, но знать специфику страны не только в годы подъема, но и в годы кризиса, когда система проверяется на прочность, — это тот капитал, который уже есть у Токаева.

Интересным фактом является то, что Токаев после выпуска был отправлен на работу в советское представительство в Сингапуре. Общеизвестно, что глава Сингапура Ли Куан Ю и его политика реформ оказали большое влияние на замыслы первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. И здесь, смею предположить, определенную роль мог сыграть опыт Токаева. Он прошел все ступени дипломатической и государственной службы снизу доверху, и главным его достоинством стало умение договариваться. Дипломатический талант будущего президента был признан на глобальном уровне. Пройти путь от простого секретаря советского посольства до заместителя Генерального секретаря ООН уже само по себе достижение, достойное учебников по дипломатической ­службе.

Одним из малоизвестных эпизодов его дипломатической карьеры стал тот факт, что, будучи в составе дипмиссии СССР в Пекине, он вместе с коллегами готовил и сопровождал исторический первый визит Михаила Горбачева в Китай и был также очевидцем событий на площади ­Тяньаньмэнь. Токаев пишет: «Всякая реформа диктует необходимость перегруппировки кадров, выдвижение новых идеологов и квалифицированных специалистов. На новом этапе развития внутриполитической ситуации стало очевидным, что «старая гвардия» руководителей уже не в состоянии решать проблемы, стоящие перед КНР. А это задачи в высшей степени сложные, требующие филигранного искусства политического маневра и интуиции…»

Таким образом идея смены поколений руководства Китая была закреплена и теперь оказывает определенное влияние на Казахстан, что и прозвучало в обращении первого президента Казахстана 19 марта 2019 года, когда он заявил об отставке.

Обретение Казахстаном независимости застало Токаева в Китае. Он получил приглашение от Назарбаева возглавить важнейшие направления работы МИД — азиатское и работу международных организаций. К 1994 году он уже стал министром иностранных дел Казахстана. Молодая структура, молодая дипломатия нуждалась в хорошем качественном наборе специалистов-международников. Но таковых почти не было. В КазГУ отделение международных отношений (а затем и факультет) только начинало свою работу.

Токаев как опытный кадровый дипломат поставил дипломатическую службу таким образом, что профессионализм стал тем первым качеством, которое требовалось от работников. Фактически МИД считается его детищем. Не вовлекаясь во внутриполитические дискуссии, он делал в первую очередь свое дело. О том, как все начиналось, хорошо написано в его первом очерке «Под стягом независимости» в 1997 году, в котором четко представлены принципы внешней политики Казахстана, действующие по сей день. К процессу их формирования Токаев имел непосредственное отношение. Отдавая должное Назарбаеву как неординарной личности, фигуре, вес которой еще предстоит оценить по прошествии некоторого времени, надо иметь в виду, что с самых первых лет Токаев был его соратником.

Когда грянул азиатский финансовый кризис и российский дефолт 1998 года, экономика Казахстана едва становилась на ноги. Кризисная волна накрыла страну в 1999-м. ­Тогда Токаев был назначен вначале вице-премьером, а спустя полгода — премьер-министром. Первые признаки роста появились к концу года, и стало ясно, что низшая точка преодолена.

В январе 2007-го, когда надо было проводить конституционную реформу, Токаев был избран председателем Сената. Идея Назарбаева сделать ОБСЕ дружественной организацией была воплощена в период с 2008 по 2009 годы. На фоне «цветных революций» Казахстан укреплял свои позиции путем участия в таких многосторонних форматах, как ОБСЕ. В 2008 году Токаев становится вице-президентом ПА ОБСЕ, а в ­2010-м Казахстан уже принимает в Астане саммит ОБСЕ на высшем уровне.

С 2011 года Токаев делает большой прыжок в карьере международного дипломата и становится заместителем Генерального секретаря ООН. Благодаря ему тема разоружения и сдерживания распространения ядерного оружия становится частью международной повестки на фоне глобальной стратегии администрации Обамы, созвучной с этой темой.

Таким образом Касым-Жомарт Токаев становится узнаваемой и известной фигурой на глобальном уровне. Главный успех дипломатии Казахстана — это место непостоянного члена Совета Безопасности ООН в 2018 году. Основным вопросом повестки стала проблема распространения ядерных технологий.

В 2013 году Токаев возвращается в Казахстан и снова становится главой Сената. На постсоветском пространстве отношения между странами зачастую нельзя назвать безоблачными. Насилие на Ближнем Востоке, разрушительные действия ИГИЛ стали теми внешними вызовами и угрозами национальной безопасности, с которыми необходимо было бороться. Назарбаеву всегда был нужен прочный тыл, трудоспособный и скромный руководитель, который не словом, а делом доказывает преданность стране.

Токаев имеет колоссальный опыт государственного управления, широкий диапазон разных практик и не замечен ни в одном коррупционном скандале. Именно таким его видит Назарбаев, именно таким он видится со стороны.

Пример Токаева напоминает мне некоторыми характерными деталями фигуру главы Турецкой Республики Иненю, который после Кемаля Ататюрка добился главного: Турция не была вовлечена во Вторую мировую войну. Эта адаптивность и гибкость не позволила превратить ее снова в территорию, которую делят разные внешние силы. Это невероятное достижение для генерала и дипломата Иненю. Именно такие качества, на мой взгляд, присущи Токаеву сегодня.

Роза ТУРАРБЕКОВА, доцент кафедры международных отношений БГУ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter