Когда-то женщин – машинистов башенного крана было немало. Сегодня на всю страну их немного — можно по пальцам пересчитать.
Как барышню на кран занесло
— В школьные годы занималась легкой атлетикой и хотела поступить в Белорусскую государственную академию физической культуры, но не удалось, — начинает рассказывать о себе Татьяна. — Тогда я абсолютно спонтанно отдала документы в Минский государственный профессионально-технический колледж монтажных и подъемно-транспортных работ на специальность «башенные краны». Мама, прямо скажем, была в шоке, когда узнала про это. Первое, что она мне сказала: безбашенный ребенок на башенном кране.
Во время учебы Татьяна еще раз попыталась связать свою жизнь со спортом, но из-за травмы мысли о нем пришлось оставить. Вообще в группе в ПТУ было много спортсменов: и баскетболисты, и легкоатлеты.
— Слабый пол был представлен мной и еще двумя девчонками. Одна так же, как и я, осталась работать на кранах, а другая сразу же сменила специальность, стала дизайнером.
По распределению Татьяна попала в «122-е Управление начальника работ механизации», которое на тот момент еще относилось к Минобороны, и задержалась там на 14 лет. Когда люди узнают о профессии Татьяны, удивляются и часто задают вопрос: не страшно ли ей там, на высоте? Татьяна говорит, что нет. Но со смехом вспоминает свои первые ощущения от знакомства с башенным краном. Говорит, как забралась наверх, даже не заметила, а вот слезать вниз было очень страшно. Зато, спустившись, бегала по стройке и кричала «ура», не могла сдержать эмоций.
— Сейчас же больше волнуешься об ответственности за людей, с которыми работаешь. Каждая бригада работает по-своему, я подстраиваюсь под их стиль. Очень часто приходится работать вслепую, в невидимой зоне здания, полагаясь лишь на команды стропальщиков и сигнальщиков. Высокий уровень коммуникации с коллегами достигается лишь со временем. Команды начинаешь понимать с полуслова.
Майна и вира
На первый взгляд работа машиниста крана нетрудная, сидячая, без физической нагрузки. Но на самом деле крановщику постоянно приходится находиться в зрительном напряжении — контролировать сам кран, принимать во внимание погоду, силу ветра и массу других факторов.
— В первый год работы переживала и даже плакала — краны рядом работают, стрелами чуть ли не пересекаются. Бывает, монтируешь стенную перегородку, резкий порыв ветра — и кран сильно разворачивает. Случаются порой и форс-мажорные ситуации.
Работу крановщика облегчают электронные помощники: ограничитель подъема груза, анемометр (так называется прибор, показывающий направление и силу ветра). Компьютер высчитывает дальность, на которую ушла каретка, градус поворота крана и вес груза. Но анализирует всю эту информацию и принимает решения не машина, а крановщик.
— Кабина для машиниста крана — маленький дом, — признается наша героиня. — Ведь большую часть времени проводишь именно в ней, поэтому стараешься обустроить обстановку для себя: поддерживать чистоту, определить место, куда можно положить мобильный телефон, поставить кружку и чайник, столовые приборы. Знаю, что некоторые коллеги в кабине даже переобуваются в домашние тапочки. Бывает такой жесткий темп работы, что за 12 часов смены нет времени даже спуститься на обед.
Строительный роман
В мужском коллективе Татьяне Слинько работать комфортно.
— Мы тут часто шутим, что выше большинства мужиков нахожусь. Так что все меня слушаться должны.
Со своим мужем Татьяна познакомилась на стройке. Так уж получилось, на протяжении четырех лет пересекались на разных строительных объектах.
— Он был монтажником, с лопатой бегал, — шутливо уточняет Татьяна. — Сейчас у нас два мальчика: младшему 3 года, а старшему — 5. Дети знают, что я крановщица, часто интересуются моей работой, спрашивают: «Краник исправно работает? А что ты сегодня строишь?»
Татьяна говорит: из одного декрета сразу ушла во второй. А до этого ее восемь лет начальники все в декрет отправляли, говорили, хватит работать.
— Сегодня можно проследить тенденцию: молодые девушки поработают немного и уходят в декрет, после которого уже на прежнее место работы не возвращаются, поэтому опасения работодателей оправданны. Можно понять и слабый пол, личное счастье и самореализация в семье для женщины, на мой взгляд, важнее, чем карьера. После «затяжного» декретного отпуска заново прошла стажировку и медкомиссию. Как оказалось, ничуть не растеряла навыков, как будто перерыва в работе и не было.
Татьяна призналась, что раньше любила фотографировать, особенно снимать пейзажи, но пришлось хобби забросить — на него катастрофически не хватает времени. Однако заверяет, что снова возьмется за фотоаппарат, как только семейных забот станет меньше. Ведь главное в ее профессии — с высоты видно все, и от видов этих порой дух захватывает.
— Положа руку на сердце, скажу: думала, после декрета не вернусь работать на кран, а на самом же деле бежала на работу чуть ли не вприпрыжку. Вот тогда я окончательно поняла, что быть машинистом башенного крана — мое призвание. Главное, чтобы дело, котором ты занимаешься, было не в тягость. Моя работа приносит мне удовольствие. Хоть выбор был и спонтанным, но оказался удачным. Просыпаясь утром, хочется с новыми силами идти на действительно любимую работу.