Весной на месте одного из захоронений в агрогородке Хомск Дрогичинского района установили плиты с 800 именами жертв холокоста, рассказал председатель Хомского сельисполкома Александр Заверач. Уничтожали их в начале войны. А когда немцы уходили, случилась еще одна трагедия.
– Во время карательной операции в 1943 году в Хомске немцы согнали людей в уникальную местную церковь в форме ротонды и сожгли там 193 местных жителя,– пояснил Александр Заверач. – По информации в базе данных «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны», до войны в деревне было 2556 жителей и 496 домов, убито – 2 тысячи.
Уцелевших домовладений, по словам председателя сельсовета, после войны оставалось не более сорока. Люди спрятали колокол со Свято-Покровской церкви в болоте, куда бежали те, кому повезло уцелеть. Сегодня он установлен возле памятного знака на месте сожженного здания церкви, как и крест, также чудом спасенный.
– Отходя, немцы убили моего деда по линии матери и бабушку по отцу, – рассказывает Александр Заверач. – Убегали в болото, а бабушка Татьяна Федоровна, пыталась спасти кормилицу-корову, увести с собой, но не успела… Отцу тогда было всего 9 лет.
– Мой муж местный, его отец во время карательной операции в Хомске потерял жену и двух маленьких детей, -- подключается к разговору местная жительница, дочь ветерана Павла Макаревича, Светлана Онисько, – Они остались в деревне, когда пришел карательный отряд…
Десятиклассницы Хомской средней школы также поделились личными историями. К примеру, у Ники Волкович прабабушку вывезли на работу в Германию. Рассказывать об этом тяжелом времени она очень не любила.