Уехать за тысячи километров от родного дома и редко видеться с семьей – стремясь к знаниям, иностранные студенты отказывают себе во многом. Однако и получают немало: образование со знаком качества, яркие впечатления от проживания в чужих краях. Откуда приезжают к нам учиться и за что ценят белорусский диплом, «Знаменке» рассказала консультант управления международного сотрудничества Министерства образования Оксана Добринец.
Оксана Добринец, консультант управления международного сотрудничества Министерства образования
Оксана Добринец, консультант управления международного сотрудничества Министерства образования
– Как менялась численность студентов, приезжающих учиться из-за рубежа, последние несколько лет?
– Наметилась устойчивая тенденция к росту: например, если в 2010-м у нас обучались примерно 10 тысяч иностранных граждан, то в 2021/22 – уже свыше 30 тысяч. О количестве иностранных студентов в этом учебном году говорить рано, поскольку приемная кампания еще продолжается.
– Откуда приезжают учиться?
– Из более чем 100 стран. Основные потребители белорусских услуг образования – Китай, Туркменистан и Узбекистан. Если говорить об Азии, то перспективные страны данного региона, помимо Китая, – Индия, Шри-Ланка, Израиль, Иран, Ирак, Вьетнам, Йемен, Иордания, Ливан, Ливия, Монголия, Пакистан, Палестина, Сирия, Турция, Корея.
В последнее время активно работаем на афро-азиатском направлении.
К потенциалу национального образования Беларуси возрастает интерес у граждан многих африканских стран, где из-за постоянно растущего населения национальные системы образования не в состоянии удовлетворить спрос на высшее образование. В приоритете для африканских студентов – баланс качества, доступности и стоимости обучения, поэтому предпочтение отдается региональным белорусским вузам с оптимальным соотношением цены и качества. Основные потребители белорусских образовательных услуг – Нигерия, Демократическая Республика Конго, Камерун, Эквадор, Гвинея, Гана.
– Участвуем в международных образовательных выставках, используем информационно-коммуникационные технологии, расширяем сотрудничество учреждений образования с зарубежными партнерами по взаимно интересным направлениям, развиваем взаимодействие по созданию совместных образовательных структур, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. Активно сотрудничаем с дипломатическими представительствами Беларуси за рубежом, чтобы белорусские вузы лучше знали в странах аккредитации и чтобы продемонстрировать преимущества национального образовательного потенциала, привлечь иностранных граждан в Беларусь. На сайте studyinby.com запустили серию имиджевых роликов, в которых студенты или выпускники рассказывают о том, за что ценят наше образование. Разработан презентационный каталог на русском и английском, в котором говорим о возможностях обучения в нашей стране.
– Какие специальности чаще всего выбирают иностранцы?
– Наиболее востребованы медицинские, педагогические, строительные, инженерные, сельскохозяйственные, а также IT-специальности.
– Все ли вузы экспортируют образовательные услуги?
– Государственные – все. И даже некоторые частные. Подавляющее большинство иностранных обучающихся приходится на БГУ, БГПУ имени Максима Танка, БНТУ, БГУИР, медицинские учреждения образования. Популярна и Белорусская государственная сельскохозяйственная академия в Горках. Один только факт, что в ней учился наш Президент, существенно добавляет очков к имиджу этого вуза в глазах иностранца, планирующего получать сельскохозяйственную специальность.
– Могут ли иностранные студенты работать на территории Беларуси?
– В соответствии с Законом «О внешней трудовой миграции» иностранные студенты, обучающиеся в учреждениях высшего образования, могут работать без специальных разрешений по получаемой специальности. Иностранные выпускники также могут трудоустроиться без спецразрешения по полученной специальности. Министерством образования внесены предложения в Закон «О внешней трудовой миграции», которые расширяют возможности трудоустройства для иностранных граждан. Сейчас документ находится на рассмотрении в нижней палате Парламента.
– Как в вузах помогают адаптироваться иностранным студентам?
– Проводится целый комплекс мероприятий по адаптации иностранных студентов, особенно первокурсников. Обеспечивается социально-педагогическое и психологическое сопровождение, проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, анкетирование по определению удовлетворенности социальными и бытовыми условиями пребывания, качеством предоставляемых образовательных услуг. В общежитиях за каждым воспитателем закреплены иностранные студенты, с которыми также проводится индивидуальная работа, при необходимости оказывается помощь.
В учреждениях образования созданы условия для творческой самореализации и организации досуга иностранных студентов во внеучебные часы.Их приобщают к спортивной, научной и общественной жизни. При подразделениях воспитательной работы с молодежью и в общежитиях действуют творческие коллективы, кружки по интересам, спортивные секции, клубы. Отмечаются национальные праздники разных народов (китайский Новый год, Навруз Байрам), сотрудники и студенты знакомятся с традициями, историей и культурой других стран. Иностранные обучающиеся активно участвуют в научных конференциях, в том числе международных, республиканских, межуниверситетских, включая те, что проходят онлайн. Студентов знакомят с традициями и культурой Беларуси, историческим наследием города, в котором они учатся, проводят для них обзорные экскурсии по знаковым местам.
Важную роль в вопросах адаптации играют землячества. Они помогают в решении разных организационных, учебных вопросов, реализации культурных и спортивно-оздоровительных инициатив обучающихся. Иностранные студенты задействованы также в работе органов студенческого самоуправления, старостата.
КСТАТИ
Граждане России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, а также граждане Беларуси, постоянно проживающие на территории иностранных государств, имеют право поступать в высшие учебные заведения на условиях, предусмотренных для иностранных граждан, и на условиях, предусмотренных для граждан Беларуси (на бюджетной и платной основе – по результатам централизованного тестирования).