Проблема адаптации в новой среде хорошо известна и детям, и взрослым. Но если у последних существует своего рода иммунитет, понимание текущего момента и необходимости перетерпеть, просто пережить какое-то время, то у малышни защитная реакция на все новое и зачастую настораживающее, пугающее неизвестностью — плаксивая…
По опыту знаю, что практически ежегодно малышам приходится сталкиваться с проблемой адаптации летом в… том же детском саду. С точки зрения взрослых, все просто и объяснимо: нерационально содержать группы недоукомплектованными в период родительских отпусков и каникул старших братьев и сестер. Поэтому из тех, кто не смог поехать к морю или к дедушке с бабушкой, формируются «сборные команды». Зачастую и вовсе на месяц-другой «прикомандированные» к иному воспитательному учреждению.
Что чувствует при этом ребенок, мне довелось узнать самому. Детский садик № 570 столичного микрорайона Сухарево в июле закрывался на ремонт. Детишек, полагаю, не без определенных сложностей, распределили по другим аналогичным учреждениям. Пашка попал в детсад № 559. И все бы через день-другой, возможно, перемололось, если бы не одно «но». Специфика нового сада такова, что дети спят без подушек — распрямляют позвонки, ровняют спинки...
Понятное дело, в чужой монастырь со своим уставом не суйся. Но каково было вновь прибывшим малышам и даже их родителям? «Не могу уснуть. Лежу, закрыв глаза, а воспитательница думает, что сплю», — откровенничал Павел. Да и другие дети испытывали явное неудобство и задавали «неудобные» вопросы родителям. Можно понять и воспитателей, переведенных из 570-го сада на работу в 559-й в сборные «солянки» в лучшем случае на неделю, а то и вовсе на несколько дней. Кто-то из них сначала обещал разобраться и обеспечить прибывших без приглашения гостей подушками, а потом посоветовал принести из дома каждому свою...
Но, ладно, со слезами на глазах кое-как и взрослые, и дети пережили этот месяц. «Завтра в свой садик пойду!» — радовался Пашка. Проснувшись рано утром, торопил: «Пошли быстрее! Ведь там друг Степка, Сашка, Влад, Игнат…»
Каково же было удивление и ребенка, и сопровождающего взрослого, когда дверь его группы оказалась закрытой на ключ. «Может, воспитательница опаздывает?» — заподозрил малыш, хотя раньше никогда ничего подобного не случалось.
Решили спуститься на первый этаж и прояснить ситуацию у сторожа-бабушки. «Я что, я ничего не знаю, — ответила старушка, поправляя очки и на минуту оторвавшись от чтения газеты. — Уточните в первой группе».
— Как не знаете, куда идти? — вопросом встретила воспитательница. — Там на дверях в объявлении все написано…
Оказалось, что на четвертинке листа формата А4, действительно, что-то было написано насчет того, что временно организуются группы для детей старшего, среднего и младшего возрастов…
Воспитательница, видя нашу растерянность, пояснила, что нам вместо четырнадцатой надо искать шестую группу. Расстроенные оба, пошли на поиски очередной «сборной команды».
Не увидев никого из своих друзей и однокашников, еще несколько минут назад радостный ребенок на глазах превратился в капризного плачуна. «Не хочу! Не буду здесь оставаться!..» — бурно реагировал малыш на неожиданный сюрприз, крепко-накрепко ухватившись за мою руку.
Впрочем, такая реакция была не у одного Пашки. Проливали слезы многие мальчишки и девчонки.
Посмотреть на «спектакль слез» вскоре явились две, по-видимому, руководительницы.
— Что происходит? Почему шумите? — последовали расспросы.
Ответ родителей явно не понравился и не удовлетворил их, и они быстренько ретировались.
Подумалось: нельзя ли было проявить хоть немного сострадания, сочувствия к своим подопечным малышам и их родителям? Неужто ничего нельзя было придумать или хотя бы позвонить, предупредить взрослых о сложившейся ситуации. Неужели бы не поняли? А поняв, подготовили бы и своих детишек, чтобы хоть частично смягчить ребятне то разочарование, с которым им предстояло столкнуться.
Или, может быть, некоторые взрослые вконец разучились чувствовать и понимать своих маленьких воспитанников?