У потребкооперации на Витебщине есть результат, но он… отрицательный. Пока. Можно ли вывести ее из прорыва?

Если взяться всем миром...

Все же хорошо, когда у сельчан есть выбор. И когда в сервисе для них присутствует конкуренция. Далеко не во всех деревнях они могут этим похвастаться, но в моей — да, прогресс налицо. В той же торговле, например. Те времена, когда монополия только потребкооперации диктовала свои правила игры, давно канули в Лету. Сегодня товары и продукты сельчанам, помимо нее, предлагают торговые сети «Евроопта» и «Белпочта». К тому же, похоже, стационарная кооперация без боя сдала свои позиции моторизированным соперникам и удовольствовалась малым. И на это есть, оказывается, объективные причины…

2. Сельмаг в дорожной карте

Борис сидел на скамейке возле сельмага с бутылкой в руке. Судя по всему, он занял чье‑то место, на котором, как правило, кучкуются односельчане либо от нечего делать, либо с желанием «добавить, потому что не «кранула»…» Таких здесь вроде немного, но не без того. Борис не из них. В руках он держал бутылку молока и батон. И больше того, сельчанин широко улыбался, всем своим видом излучая позитив и удовлетворение.

— Вкуснее напитка нет, — пожал он мою руку в ответ. — Во, братка, все познается в сравнении.

Мой знакомый перенес легкий инсульт и, понятное дело, резко сменил повседневный рацион. Сейчас у него не болит голова за то, что в сельмаг опять не завезли сигарет (ни отечественных — подешевле, ни дорогущих импортных), что слаб на прилавке алкогольный ряд. Что касается молочки, хлеба и прочих продуктов повседневного спроса, они на прилавках всегда есть. К чести моего земляка, он никогда не отличался склонностью к вредным привычкам, но вот что я подумал прямо во время встречи с ним. А если все сельчане, нет, не перенесут инсульт, а добровольно откажутся от неполезных, но высокодоходных товаров — табака и выпивки, что останется в иные периоды от магазинной выручки? И сколько отсеется недовольных дефицитом этого ассортимента?

Магазин в моей деревне держится, понятно, не только на нем. Есть и еще целый ряд позиций, по которым сельчане вправе ожидать от потребкооперации наполнения прилавков. В них и только в них — очевидные резервы товарооборота, который, по моим скромным подсчетам, реально было бы умножить на два. А коль эти позиции слабые или вообще никакие, естественно, деньги сельчане несут конкурентам потребкооперации: «Евроопту», почтовикам, частникам. С точки зрения самих покупателей, им какая разница — был бы вовремя товар привезен, но тогда потребкооперации следовало бы приспустить свой флаг давно утраченного первенства. Она этот матч проигрывает, и с крупным счетом. А в том, что товары и продукты все же более‑менее регулярно доставляются в деревню, несомненная заслуга местных властей (райисполкома прежде всего), которые разрешили, наладили и поддерживают выгодную для сельчан конкурентную среду.

Но матч‑реванш все же крайне необходим. Именно поэтому в одном из своих писем («Спрос есть, а денег нет…», «СГ» за 15.06.2024 г.) я и поднял проблему небольшого сельмага в своем агрогородке. Исключительно для пользы дела, ради удобства хлеборобов, пенсионеров. Печатное слово возымело действие, судя по ответам, полученным из двух инстанций, «приняты меры по насыщению указанного в статье магазина Докшицкого филиала (д. Великое Село Шарковщинского района) востребованными населением товарами». Кроме того, «холодильное оборудование в торговом объекте отремонтировано и поддерживает установленный требованиям… температурный режим». Об этом сообщил редакции начальник главного управления торговли и услуг Витебского облисполкома И. Левкович. Почему же это не было сделано раньше? На этот вопрос начальник главка четкого ответа не дал. Зато сообщил про объективные трудности: «Отрицательные финансовые результаты, недостаток собственных оборотных средств, ухудшение условий поставки производителями (перевод на предоплату) не позволяют облпотребобществу поддерживать на прежнем уровне ассортимент и товарные запасы в торговой сети».

И что, все так бесперспективно? Должен же быть выход. Да, сообщают далее из Витебского облисполкома, он есть. Вот такой. «В целях обеспечения безубыточной работы в отраслях деятельности облпотребобществом разработана «Программа развития потребительской кооперации Витебской области до 2025 года», мероприятия по реализации которой включены в согласованную с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и утвержденную Белкоопсоюзом «Программу развития потребительской кооперации на 2024–2025 годы». Программа развития содержит направления по оптимизации затрат, повышению доходности и является дорожной картой по выполнению протоколов поручений ­Президента Республики Беларусь ­Лукашенко А. Г., данных на общих собраниях представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ».

А заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Валерий Мариничев, помимо всего прочего, уведомил редакцию, что «с целью повышения качества торгового обслуживания населения, проживающего на территории сельской местности, улучшения расчетов с белорусскими производителями Белкоопсоюзом подготовлен проект Указа ­Президента Республики Беларусь «О поддержке организаций потребительской кооперации, что позволит обеспечить финансовое оздоровление Витебского областного потребительского общества». И еще «Витебским облпотребобществом принимаются меры по погашению задолженности поставщикам и возобновлению, в первоочередном порядке, поставки полуфабрикатов из мяса птицы, шампанского, порошкообразных синтетических моющих средств».

В этих выдержках из многословных и повторяемых конструкций уважаемых чиновников перспектива все же вырисовывается. Правда, шампанское — самое меньшее, что спрашивают мои земляки в сельмаге, но это частности. После вмешательства и поручений Главы государства за потребкооперацию и в самом деле основательно взялись. Только бы за большим во всех исполнительных инстанциях не просмотрели, как водится, малое. Уверен, в выработанной дорожной карте найдется место для таких небольших сельмагов, как наш.

Разделяю полностью озабоченность руководства местной власти и потребительской кооперации на разных уровнях. Есть над чем серьезно думать! Конечно, принимаемые меры по выводу из прорыва прежде всего сельского сегмента коопторговли дадут позитивные результаты. В том числе, а, может, прежде всего на Витебщине. В противном случае стоит признать, что потребкооперация со своим стосемилетним стажем работы слишком архаична и не успевает за временем, уступая конкурентам позицию за позицией. И осознать — чего‑то в этом важнейшем социальном сервисе явно не хватает: свободного предпринимательства, смелых инициатив, деловых кадров. Стало быть, нужны  новации.

…После разговора с Борисом я, конечно, зашел в магазин. Посмотреть, да и прикупить кое‑что из продуктов. Все, что мне было необходимо, нашел. Честно: порядок и ассортимент стал заметно лучше. И настроение у продавца, которой подняли зарплату, тоже.

Вот только сигареты (сам не курю, механизаторы спрашивают), экстренно завезенные после публикации того письма, опять исчезли с продажи…

mikhovich@sb.by

P. S. Если взяться всем миром, толокой, в деревне можно решить любые проблемы. При должном внимании к ним местных властей, профильных организаций и, разумеется, активном участии самих сельчан. Это аксиома. Вот, например, кроме торгового обслуживания и порядка в лесных угодьях я не мог не обратить внимание на состояние прибрежных полос здешних рек и речушек. Похоже, хозяин там остался один — бобры. Ну, и сама природа. Хорошо это или плохо? Поищем ответ в следующем письме из деревни…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter