Андрей Булатчик, заместитель начальника отдела эксплуатации ОАО «Гомельтранснефть «Дружба».
Трудности закаляют
Рассказ Андрей Леонидович начинает с утверждения о том, что с нефтяной магистралью его судьба связана с детства. И это не просто красивые слова, а биографический факт. В Брянской области на объектах тогда еще только запущенного трубопровода трудились его родители:— Жили мы в рабочих поселках на удалении от населенных пунктов. Запомнилось, как приехали в один из таких — стоит двухэтажный дом в чистом поле. Вначале не было ни света, ни горячей воды, ни центрального отопления. Чтобы помыться в ванной, нужно было топить дровами котел. Даже в детский сад, находившийся за пять километров, зимой меня возили в кабине бульдозера. Иначе было просто не добраться. Всех детей домой на саночках везут, а я — в бульдозере. Тем не менее люди жили, работали, помогали друг другу. А трудности лишь закаляли и сплачивали.
Происходящее вокруг пробуждало мальчишеский интерес к технике. С детской любознательностью Андрей наблюдал за работой трубоукладчиков на гусеничном ходу и других диковинных для того времени машин. Сыграла роль и профессия отца, который на тот момент отвечал за все, что было связано с электроснабжением объектов.
Ярко запомнилось и одно чрезвычайное происшествие:
— Как-то раздался громкий хлопок и в ту же секунду во всем поселке исчезло электричество. Отец вздохнул: «Ну все, это по мою душу» и стал собираться. Я выскочил на улицу — вижу, неподалеку что-то горит и люди бегут туда. Оказалось, пожар на подстанции. Как выяснилось позже, произошел он из-за кота, пролезшего внутрь, чтобы погреться. Случилось короткое замыкание, загорелось масло. Полыхало так сильно, что даже металл плавился.
Ни минуты простоя
Будучи студентом политехнического института, Булатчик участвовал в разработках, которые вуз выполнял по заказу «Дружбы». И даже темой его дипломной работы стало повышение надежности электроснабжения насосных систем нефтепровода.После армейской службы молодой специалист поработал на нескольких предприятиях и, будучи уже опытным инженером, пришел в «Дружбу». Производственная специфика нефтепровода делает его уникальным объектом, не сравнимым ни с одним другим предприятием, считает Андрей Леонидович:
— Совершенно иное оборудование, другие подходы к обслуживанию и эксплуатации. Даже во времена СССР каждый час простоя нефтепровода обходился бюджету страны очень дорого. Поэтому главная задача всех служб — обеспечить безостановочную прокачку в режиме 24/7 все триста шестьдесят пять дней в году.
Это требует не только непрерывного электроснабжения, но и полного резервирования насосов, двигателей, трансформаторных подстанций и другого ключевого оборудования. Упрощенно это выглядит так: один насос работает, второй находится в горячем резерве, третий — в холодном, четвертый — на плановом ремонте. В случае аварийного выхода из строя электродвигателя запускается следующий. А если вдруг и с ним неполадки — включается третий. И все это автоматически, за считаные секунды.
Иными словами, запасной план должен быть всегда. И лучше всего — не один. С учетом разнообразия сложного оборудования и технологических схем это в высшей степени ответственная и напряженная работа.
Большая разница
Представление о том, как было раньше, дают черно-белые архивные фото, сделанные еще в 70-е годы прошлого столетия. Вот на одном из снимков рабочие в модных тогда шляпах с полями ремонтируют участок трубопровода. Из пропила прямо на землю хлещет нефть. В наше время подобное немыслимо ни с точки зрения охраны труда, ни в плане экологической безопасности.Однако в те далекие времена других способов не было, рассказывает Андрей Леонидович:
— При проведении ремонтных работ нефть откачивали, вывозили автоцистернами. А ту, которая проливалась на землю, требовалось долго и тщательно убирать. И все это во взрывоопасных условиях и под воздействием вредных для человека испарений. На сегодня мы достигли совершенно иного уровня, при котором ни капли сырой нефти в окружающую среду не попадает.
Благодаря прогрессу изменилось многое. Современные методы внутритрубной диагностики позволяют оценивать состояние магистрали, выявлять дефекты и устранять их планово, не допуская возникновения аварийных ситуаций. Полностью обновлены и модернизированы нефтеперекачивающие станции, установлено насосное оборудование, потребляющее меньше электроэнергии, что существенно сокращает производственные затраты. Близится к завершению программа по замене участков трубопровода на подводных переходах в южном направлении.
Наглядно проиллюстрировать разницу можно на примере диспетчерской. Сегодня это просторное помещение с мониторами, перед которыми сидят специалисты дежурной смены. Наблюдая за показателями, они контролируют ход перекачки. Окажись здесь диспетчер из 1960-х, для него такая картина стала бы чем-то из области фантастики.
Заместитель начальника отдела эксплуатации ОАО «Гомельтранснефть «Дружба» Андрей Булатчик (в центре) с начальником филиала НПС «Гомель» Николаем Степутенко и оператором Александром Басенковым в диспетчерской.
Если же совершить путешествие во времени в обратном направлении, обыватель вряд ли поймет, куда попал. Диспетчерский пульт той эпохи — огромные шкафы с мнемосхемами, релейным оборудованием, ключами управления и какими-то непонятными лампочками. И разница, конечно, не только в этом. Уровень диспетчеризации и автоматизации отличается кардинально. Повысились и требования к квалификации персонала: от рядового линейного трубопроводчика до инженеров и руководителей высшего звена.
Что им снег, что им зной...
Впрочем, какими бы ни были современные технологии, некоторые вещи остаются неизменными. Ни разу проведение плановых ремонтов, а тем более аварийно-восстановительных работ на трубопроводе, не отменялось из-за ненастья. Они выполняются при любых погодных условиях, которые только можно представить в нашем климате. В лютый мороз и жгучий зной, в ливень и снегопад. Даже когда форменная спецодежда покрывается ледяной коркой.— Нефтепровод — это всегда тяжелый, напряженный труд, — резюмирует в конце беседы Андрей Булатчик. — А его конечный результат зависит от работы целой команды.
Поэтому отличительные качества «дружбинцев» — единство, взаимовыручка и сплоченность. Возникают они не по инструкции или указке, а сами собой, когда день за днем приходится решать сложнейшие задачи и вместе преодолевать трудности. Я считаю, что это те принципы, которым мы, белорусы, должны следовать на благо общества и страны.prolesk@sb.by