«Глаза боятся, а руки делают», – шутят мои собеседники. Маргарита Хададж пробует себя в столярном ремесле, Вячеслав Дащинский осваивает навыки парикмахера и визажиста, а Александра Сербенкова примеряет халат медицинского регистратора. Первые трудовые пробы подростки совмещают с учебой в школе. Получить востребованную рабочую специальность минские старшеклассники могут в профессиональных лицеях и колледжах.
Скажете, что столярное дело не для девушек? Маргарита Хададж с этим не согласна
Два года обучения, экзамены – и свидетельство гособразца в кармане. Пока такие экзамены сдают по желанию. Но вскоре их могут сделать обязательными, чтобы ребята не теряли возможность получить не только аттестат об общем среднем образовании, но и документ о присвоении квалификационного разряда по профессии.
О Маргарите Хададж и Вячеславе Дащинском в Минском государственном профессиональном лицее № 10 строительства имени И. М. Жижеля знают многие. Эти школьники разрушают стереотипы. Хрупкая девушка легко отличает струбцину от киянки, а в дополнение еще и владеет стамеской-рубанком. В 10-м классе она почти без раздумий пошла на столярное дело – в группе одни парни, но это ее не смущает. А вот Вячеславу Дащинскому необычная для парней специализация – обучается визажу, знакомится с парикмахерским искусством – досталась по воле случая. А педагоги не нарадуются – талант! Ощущение восторга есть и у Александры Сербенковой: сбылась мечта десятиклассницы поработать в детской поликлинике.
Педагоги не нарадуются на Вячеслава Дащинского – талант!
В Минске действуют семь отделений допрофессиональной и профессиональной подготовки, открытых в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, где старшеклассники получают трудовые навыки. Если после школы никуда не удастся поступить, без хлеба с маслом точно не останутся. Как вариант, можно учиться заочно и параллельно работать. Заведующий отделением Минского государственного профлицея № 14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания Елена Друпова обращает внимание на широкий выбор специальностей:
– Слесарь по ремонту машин, агент по туризму, соцработник, сестра милосердия, секретарь, цветовод, электромонтер, повар… Предложений много. Учитывается ситуация на рынке труда – направления должны быть востребованными и актуальными. За два года ребята досконально знакомятся с делом и получают свидетельство о присвоении квалификационного разряда по профессии.
В интернете можно найти десятки предложений от частников, которые готовы обучить трудовым навыкам в самые короткие сроки. Естественно, за приличные деньги.
– В нашем случае школьники ничего не платят, занятия финансируются государством, – рассказывает директор Минского государственного профессионального лицея № 5 транспортного строительства Инесса Кузьмина. – В квалификации педагогов можно не сомневаться, а практика проходит в современно оборудованных мастерских.
В том, что дети уже в школе осваивают востребованную специальность, видит только плюсы и заведующий отделением профлицея № 10 имени И. М. Жижеля Светлана Клишанец:
– Как проходят занятия в лицее? Старшеклассники приезжают каждую неделю, для этих целей им выделяют специальный день. Трудятся шесть часов: два – теория, четыре – практика. А еще обязательно тренируются на реальных производственных объектах. И так на протяжении двух лет. Поэтому в будущих кадрах мы уверены на сто процентов. Кстати, около 45 процентов школьников-выпускников идут дальше учиться по профилю, который выбрали у нас. А примерно 20 процентов ребят, которые не смогли поступить в вуз по той или иной причине, берут свидетельство и начинают трудовой путь.
СКАЗАНО
Алена Докукина, заместитель начальника управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты:
– Утверждение, что рабочие профессии низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. Но оно неверно. Квалифицированные кадры очень востребованы. Обращаю внимание, речь идет о тех людях, которые получили соответствующую профессию, например, швея, повар, продавец... Ежедневно в банке вакансий доступно около 90 000 свободных рабочих мест. Свыше 60 процентов приходятся на вакансии для рабочих, из которых немало с достойной заработной платой. Многие хотят получить высшее образование. Но я бы выделила другой ключевой момент: нужно в первую очередь выбирать дело, которое приносило бы удовольствие.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья Проскурова, председатель комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета:
– Минск – единственный регион в стране, где профподготовка школьников полностью осуществляется на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. В этом направлении задействованы кадровые и учебно-материальные возможности семи городских колледжей и лицеев. В прошлом году подготовку по рабочим специальностям проходили 8267 учащихся 10–11-х классов, а окончили полный курс – 4101, из них получили свидетельство о присвоении квалификации, разряд по профессии – 3449, то есть 84 процента. 652 ученика, на профессиональное обучение которых в течение двух лет затрачены бюджетные средства, квалификационные экзамены не сдавали. Предложение, чтобы этот экзамен стал обязательным, уже внесли в Министерство образования.
azanovich@sb.by
От столяра до визажиста. Узнали, какие специальности могут получить школьники в профлицеях и колледжах
Еще школьник, но уже специалист
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Алексей СТОЛЯРОВ