В начале апреля по миру прокатилась череда атак на дипломатические миссии разных стран, что вновь остро подняло вопрос о том, в каком состоянии находится международное право и функционирует ли оно вообще сегодня.
Недавно на заседании Шанхайской организации сотрудничества я сказал, что этот миропорядок на сегодняшний день уничтожен. Его не существует. Мы уже не живем по законам, международным правилам. Мы сегодня даже не живем по понятиям. Правил никаких, понятий нет. Мир разрушен, миропорядок тоже. Благодаря тем играм, которые затеяли крупные страны нашей планеты.
На встрече с журналистами зарубежных и белорусских СМИ, 6 июля 2023 года
И снова Ближний Восток
Нынешние правила взаимодействия между государствами возникли после Второй мировой войны и являются наследниками Вестфальской системы международных отношений. В этой системе координат важное место занимает принцип неприкосновенности дипломатических миссий. Его зафиксировали в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и уточнили в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года, где неприкосновенность посольств была расширена в отношении третьих стран.
Эрозия международного права, возникшая из-за убежденности Запада в своей безнаказанности, привела к нарушениям даже такой, казалось бы, аксиомы, как неприкосновенность посольств.
Первая декада апреля принесла сразу три нерадостные вести, причем с абсолютно разных концов света. Первого апреля израильские ВВС атаковали консульство Ирана в столице Сирии. В результате удара погибли два генерала из состава Корпуса стражей исламской революции – Мохаммад Реза Захеди и Мохаммад Хади Хаджи Рахими, а также пятеро офицеров ниже рангом. В списке погибших оказались как минимум шесть мирных жителей, пострадали охранники консульства и дипломаты. Здание дипмиссии серьезно повреждено, сгорели припаркованные во дворе машины консульства. Официальных комментариев от Тель-Авива не последовало, лишь анонимный источник в правящих кругах Израиля заявил Reuters, что генералы, руководившие спецназом КСИР «Аль-Кудс» на территории Сирии, «стояли за многими нападениями на израильские и американские объекты и планировали новые атаки».
Удары Израиля по сирийской территории в последние годы стали обыденностью. Их количество возросло после того, как ХАМАС совершил седьмого октября рейд на юге еврейского государства. Однако если ранее ЦАХАЛ бил по объектам армии Сирии и иранским военным советникам, то теперь произошла очевидная эскалация, нарушающая базовые принципы международного права – удар по зданию дипломатической миссии.
До сих пор до конца неясно, что подвигло Тель-Авив на эту атаку. Израиль либо мстил за попытку потопить днем ранее его новейший корвет в Эйлате, либо посчитал международное право вторичным по сравнению с возможностью нанести серьезный ущерб иранским активам в регионе. После уничтожения консульства последовал мощный ракетный удар Ирана по территории Израиля, в ответ на который Тель-Авив произвел символическую атаку на Исфахан. Пока что инцидент выглядит исчерпанным, но нельзя исключать нового обострения уже в формате прокси-войны.
Игра с огнем
Еще одна точка напряжения из-за нарушения Венской конвенции о дипломатических сношениях произошла на другом конце света, в Эквадоре, где силовики взяли штурмом посольство Мексики, чтобы задержать скрывавшегося там с декабря бывшего вице-президента Хорхе Гласа, осужденного за коррупцию и получившего политическое убежище в Мексике. В ходе вторжения военные и полиция применили силу к сотрудникам посольства, в том числе к временному главе мексиканской миссии в Эквадоре Роберто Кансеко. В итоге Мексика приостановила дипломатические отношения с Эквадором и вывела свою дипмиссию. Страны региона в основном стали на сторону Мексики, и дело тут вовсе не в симпатиях к Мехико, а в том, что Эквадор затеял весьма опасную игру – Глас был осужден по делам его, однако столь провокационные действия в отношении посольства суверенной страны грозят запустить в регионе вызывающие тревогу процессы.
Третьим случаем, который закрепил тревожный тренд на игнорирование одного из главных принципов мировой дипломатии, стали нападения на российское посольство в Вильнюсе. Две ночи – на седьмое и восьмое апреля – в здание бросали бутылки с зажигательной смесью, в результате второй попытки поджога была повреждена стена. Полиция задержала местного жителя, однако мотивы преступления пока неясны. Пока что он отправлен под стражу на три месяца, максимально ему может грозить до пяти лет лишения свободы, однако дело вполне может закончиться ничем, благо что русофобия в Литве цветет буйным цветом.
– Мы считаем случившееся результатом целенаправленной политики русофобии официального Вильнюса и беспрецедентного накала антироссийской риторики, – прокомментировала инцидент официальный представитель МИД РФ Мария Захарова и потребовала объективного расследования нападения и наказания виновных в этом происшествии.
В связи с этой атакой вспоминается эпизод с нападением беглых на белорусское посольство в Лондоне в 2021 году. Тогда, напомним, группа пьяных экстремистов повредила фасад здания, а затем набросилась на дипломатов, одному из которых были нанесены серьезные телесные повреждения. Выполнить положения Венской конвенции британцы не пожелали – нападавших из-под ареста отпустили, и Беларусь была вынуждена судить четверку беглых заочно: двое получили по 10 лет и двое – по восемь лет лишения свободы с отбыванием наказания в условиях усиленного режима.
Отказ некоторых государств обеспечивать безопасность представителей других стран на своей территории – весьма опасная тенденция.
Она подрывает сами устои мировой дипломатии и демонстрирует, что международное право в своем пике рискует свалиться в совсем уж дикие времена, когда даже посол не будет неприкосновенен. А это, в свою очередь, еще больше затруднит коммуникацию и углубит разрыв между странами.