14 июня в Минске стартует V Международный фестиваль «ТекСтильный букет»

Эра текстиля возвращается

Мягкие и пушистые инсталляции на фестивале «ТекСтильный букет»

С 14 июня в Минске, в Национальном центре современных искусств, стартует V Международный фестиваль «ТекСтильный букет». В форуме примут участие около 100 художников из различных регионов Беларуси, России и Австрии. Девиз феста — «От традиций к современности». Как будут воплощать эту концепцию в жизнь студентки Белорусской государственной академии искусств (БГАИ), мы узнали у титулованной художницы Христины Высоцкой, доцента кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма. Напомним, в копилке Христины множество международных наград, среди них особое место занимает приз всемирной выставки «ЭКСПО-2020» в Дубае, где художница представила фантастической красоты девятиметровый гобелен-скульптуру ручной работы — «Древо познания».

Христина Высоцкая и учащаяся Анастасия Сильченко.

Время — вперед! Сегодня Христина передает опыт своим талантливым студенткам. Их участие в международном фесте ­«ТекСтильный букет» станет полезным во всех смыслах.

— Курсовые работы не уйдут в стол, их оценят многочисленные гости и участники международного форума, что, безусловно, бесценный опыт для студенток, — говорит Высоцкая. — Все инсталляции — авторские, и уже на стадии проектировки мы обсуждаем важные детали, начиная с концепции, бюджета, технологии изготовления и до адаптации к конкретному выставочному пространству.


Разглядывая студенческие проекты, параллельно рассуждаем о том, почему искусство текстиля сегодня снова входит в моду.
— Думаю, времена ковида внесли свою лепту. Людям стало резко не хватать тепла, уюта, тактильных ощущений, — считает художница. — Обратите внимание, какая гиперболизированная фактура в тренде: если ткань мягкая и пушистая, то она обязательно должна быть на ощупь супермягкой и суперпушистой. Вдобавок сегодня сильный акцент в интерьере делается на цвет, а это решает текстиль.
К слову, выпускники кафедры ДПИ и костюма всегда отличались особой любовью к глубокому насыщенному цвету. Даже на тех студенческих работах, что представлены в стенах БГАИ, мы видим сочные коллекции ковров, экспрессивные комплекты постельного белья, яркие детские интерьерные ткани. Некоторые из них уже внедряют в производство на промышленных предприятиях.


— Это политика нашей кафедры, — предупреждает мой вопрос Христина. — Почти 30 лет у нас преподает Маргарита Щемелева, благодаря ей все выпускники «текстиля» любят цвет. Ощущение цвета есть и во мне, поскольку я тоже прошла школу Маргариты Леонидовны, оно есть и в моих студентах. Текстиль — это цвет, а цвет — это радость.

Вдоволь насладившись тем, как увлеченно работают девчонки 3‑го курса над проектами к предстоящему форуму «ТекСтильный букет», куратор просит их кратко рассказать, о чем же будут их произведения. «Для художника важно не только умение фонтанировать идеями, но и способность их формулировать», — говорит Христина Высоцкая.


Первой экзамен на лаконичность нам сдавала Вероника Гринцевич:

— В Беларуси в древние времена было поверье, что над нами целых семь небес и каждое из них находится близко к земле — к ним можно легко прикоснуться и даже ходить по небесам. Постепенно люди начали забывать об этом, небо обиделось и начало подниматься все выше и выше. Так мы стали утрачивать связь с предками, которые наблюдают за нами сверху. Чтобы напомнить легенду о семи небесах, я приготовила инсталляцию: 7 полотен цветов радуги с каплями дождя и облаками. В работе буду использовать ткань, стеклярус и синтепон.

Анастасия Сильченко для своей инсталляции решила взять тему общественного транспорта:


— Мне показалось интересным, что все современные желтые автобусы похожи на пчел, а остановки — это соты. Движение городского транспорта я представила в форме текучего меда, для этого ткань расписала батиком, а поверх сделала вышивку.

Инсталляция Александры Наркевич — это в первую очередь переосмысление рушников:

— Несколько столетий назад рушник являлся обязательным атрибутом свадебных ритуалов. В те времена брак был больше юридической сделкой: молодые зачастую выбирали себе пару не по любви, а исходя из семейных интересов. В своей работе я просматриваю эволюцию отношения к браку. Мой рушник протянется на несколько метров лестницы — от первого этажа на второй, и в орнаменте будет представлена эта история.


Юлия Гапанович на даче у бабушки увидела дерево, которое натолкнуло ее на интересную мысль:

— Раньше мы видели ограниченное количество цветов и растений в своем саду. Но сейчас, в век технологий, нам доступны цветы всей планеты, даже самые экзотические легко можем посмотреть на экране монитора. Моя инсталляция — это дерево, которое внизу, у корней, строго зеленое, а вверху пестрит самыми разными цветами. В работе использовала шифон и органзу.

Христина Высоцкая, кажется, вполне удовлетворена тем, как мыслят ее ученицы, и резюмирует:

— Белорусскую школу текстиля сегодня знают во всем мире. И сильный вектор здесь задает академия искусств. Если Витебский технологический университет ориентирован на промышленность, это их ниша, в которой они сильны, а университет культуры больше сфокусирован на традициях, ткачестве, то мы ориентируем своих студентов брать самые высокие планки, делать уникальные вещи, которые не стыдно показать нигде в мире. Мы воспитываем в первую очередь художников, которые должны уметь все, а дальше уже найти свою нишу и быть в ней максимально эффектив­ными, будь то искусство, дизайн или декорирование текстилем.
Остается добавить, что увидеть всю эту красоту можно будет на V Международном фестивале «ТекСтильный букет», который пройдет в Минске 14 — 18 июня. Выставка работ всех участников феста будет доступна для посещения по 30 июля в НЦСИ на ул. Некрасова, 3.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter