ЦИК Беларуси широко отметил свое 35-летие. Подробности

Электоральная безопасность

В Беларуси сложилась своя суверенная избирательная система

Сложившаяся в Беларуси суверенная избирательная система включает правовые нормы, набор правил, технологий и методов работы, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов публичной власти и избрание граждан на государственные должности. Об этом говорили вчера на торжественных и экспертных мероприятиях, посвященных 35‑летию института выборов в Беларуси.

Из поздравления Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко коллективу ЦИК

Со дня своего образования Центризбирком активно включился в работу по формированию институтов народовластия независимого белорусского государства, совершенствованию национального законодательства, правовому просвещению граждан. 

Во многом благодаря вашим усилиям выборы в Беларуси стали инструментом подлинной демократии, главной формой проявления суверенитета нашего народа, отражением его политической воли. Неукоснительное соблюдение законности в деятельности Центризбиркома способствует обеспечению политической стабильности, сохранению гражданского мира и согласия.

Слагаемые суверенитета

Время не стоит на месте. Оно диктует свои правила, требуя совершенствования избирательной системы в соответствии с мировыми тенденциями и запросами белорусского общества. На торжественном заседании ЦИК председатель Центральной избирательной комиссии Игорь Карпенко напомнил:

— В 2022 году решением республиканского референдума были внесены значительные изменения в Основной Закон нашей страны. Проведена масштабная работа по приведению действующего законодательства в соответствие с нормами Конституции. 25 февраля 2024 года впервые в нашей стране прошел единый день голосования.

Еще одним важным политическим событием стало формирование Всебелорусского народного собрания как конституционного органа народовластия, который определяет стратегические направления развития общества и государства, подчеркнул Игорь Карпенко:
— В Концепции национальной безопасности, принятой на ВНС, впервые отражено понятие «электоральный суверенитет». И это не случайно. Мы все чаще наблюдаем, как выборы используются для подрыва основ стабильности в государстве, становятся объектом вмешательства извне, подвергаются гибридному воздействию. 
Новые положения законодательства, касающиеся обеспечения электорального суверенитета, определяют направления работы, которые частично были уже апробированы в ходе единого дня голосования.

Эпоха просвещения и информатизации

Еще одна новация белорусского законодательства, направленная на укрепление электорального суверенитета, определила процедуру оценки проводимых в стране выборов на предмет конституционности и легитимности. Кроме того, впервые в законе закреплено полномочие Центризбиркома по осуществлению информационно-просветительской деятельности. В этой связи белорусским ЦИК организована работа по правовому просвещению граждан и особенно молодежи. Игорь Карпенко убежден:
— Сегодня крайне важно показывать молодым людям значимость участия в управлении государством, объяснять, с какой целью проводятся выборы и почему каждый гражданин должен реализовывать свои избирательные права. 
ЦИК совместно с государственными органами на системной основе проводит различные мероприятия по вопросам избирательного права. Повышению правовой культуры населения способствует и деятельность созданных при ЦИК Научно-экспертного и Молодежного советов.

Кстати, очередное заседание Молодежного совета при ЦИК пройдет 5 декабря. По его завершении начнет работу открытый лекторий «Институт президентства в Республике Беларусь».

Очевидно, что информатизация избирательного процесса также неизбежна. Председатель ЦИК отметил, что наше законодательство уже предусматривает использование ресурсов государственной информационной системы «Регистр населения» при формировании списков избирателей:

— Внедрен сервис по поиску участка для голосования. В целях безопасности здания и сооружения, где размещаются участки для голосования, оснащены системами видеонаблюдения. Нами совместно с заинтересованными разработан проект общей концепции государственной автоматизированной информационной системы «Выборы». Однако ее внедрение требует предметного изучения, анализа и прогнозирования применения на практике с учетом национальных интересов и законодательства.

Белорусские опыт и председательство

Важная роль белорусским ЦИК отводится и международному сотрудничеству — объединению общих усилий по унификации международных избирательных стандартов. Игорь Карпенко напомнил:

— В этом году мы приняли председательство в Консультативном совете руководителей избирательных органов государств — участников СНГ. Его деятельность направлена на обмен опытом, обобщение лучших электоральных практик и совершенствование избирательного законодательства, а также развитие сотрудничества между избирательными органами. Именно такая структура востребована сегодня не только в Содружестве, но и за его пределами, поскольку современные международные отношения характеризуются нарастанием противоречий между основными субъектами мировой политики.

Игорь Карпенко и Лидия Ермошина.

При этом западные элиты навязывают общественности собственные политические и социальные догмы, некие «универсальные» демократические стандарты государственного устройства. Электоральные кампании используются ими как инструмент для дестабилизации государства, заметил Игорь Карпенко:
— В этой связи требуется поиск новых форм и путей противостояния глобальному Западу, обеспечения безопасности, дальнейшего укрепления суверенитета государств и государственных институтов с опорой на традиции и национальные особенности, бесценный опыт предыдущих поколений.
Игорь Сергеенко, председатель Палаты представителей, огласил поздравление Президента коллективу Центральной избирательной комиссии. А также добавил:

— 35 лет — небольшой отрезок времени в истории страны. Но вместе с тем за этот период сформирована национальная белорусская избирательная система, которая совершенствуется и развивается. За плечами четыре референдума, порядка 30 избирательных кампаний. Вглядываясь в ту историю и оценивая работу Центральной избирательной комиссии, понимаешь, насколько мощный вклад был внесен в развитие этой системы. В кадровом потенциале это самая стабильная сегодня структура, где сочетаются и опыт, и профессионализм, и молодость, и преемственность поколений.


Александр Вольфович, Государственный секретарь Совета Безопасности:

— Сегодня ЦИК — это сплоченный коллектив высокоподготовленных патриотов нашей страны. Людей, которые стоят в первом эшелоне защиты наших национальных интересов, защиты электорального суверенитета Беларуси. Людей, которые делают все возможное, чтобы на территории нашей страны было спокойно и не было серьезных потрясений. От их устойчивой и целенаправленной работы зависит очень многое. Уверен, что избирательная кампания по выборам Президента Беларуси под руководством ЦИК пройдет на высоком уровне, организованно.

Мультимедийный спецпроект

На торжественном заседании 4 декабря состоялась презентация мультимедийного специального проекта БЕЛТА и ЦИК. Этот проект представляет собой семь тематических разделов, в который аккумулирована самая значимая информация о деятельности Центральной комиссии. Генеральный директор БЕЛТА Ирина Акулович отметила:

— Это огромный пласт работы. ЦИК в цифрах, в фактах, в фото, в людях. Это не просто история Центризбиркома, это история нашей страны, наших людей, и в частности — героев нашего проекта.

Поздравление коллег

Генеральный секретарь Всемирной ассоциации избирательных органов (A‑WEB) Ин‑Сик Чанг выразил признательность ЦИК Беларуси за качественное взаимодействие в области избирательного права и технологий, пожелав дальнейших успехов на пути устойчивости избирательной системы.


Прозрачно и открыто

Традиции народовластия и избирательная система

Белорусская избирательная система за 35 лет прошла непростой путь. История Центральной избирательной комиссии началась 4 декабря 1989 года. На проходившем в этот день в Минске заседании тринадцатой сессии Верховного Совета БССР 11‑го созыва первым пунктом повестки дня значился вопрос о выборах народных депутатов Белорусской ССР и депутатов местных Советов. В связи с этим на сессии было принято Постановление Верховного Совета об образовании Центральной комиссии по выборам народных депутатов БССР. Председателем комиссии утвердили Михаила Лагира, на тот момент возглавлявшего Комитет народного контроля БССР.
Всего в состав комиссии вошли 19 человек. Причем их отбор исполкомы Советов проводили на альтернативной основе. Среди членов Центральной комиссии были такие известные личности, как первый секретарь Белыничского райкома Анатолий Глаз, заместитель главного редактора журнала «Полымя», член президиума правления Союза писателей БССР Александр Жук, профессор юрфака БГУ Степан Дробязко и другие.
С момента своего образования ЦИК стал постоянно действующим органом. Он активно включился в работу по организации и проведению избирательных кампаний, формированию институтов народовластия независимого белорусского государства и совершенствованию национального законодательства.

Впрочем, история становления и развития избирательной системы Беларуси, конституционного права и в целом народовластия имеет куда более глубокие корни, говорит депутат Палаты представителей доктор исторических наук Вячеслав Данилович:

— Она, по сути, восходит корнями к древнеславянскому вече. Осознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому, например, в Полоцком княжестве с XI века на собраниях горожан из числа взрослых мужчин принимались важнейшие решения: избрание князя, объявление войны или начала мирных переговоров, распоряжение финансовыми и земельными ресурсами, назначение денежных сборов и другие.  
Многовековой опыт наших предков в построении устойчивой государственной системы мы используем на современном этапе.

Политическая воля народа

Во многом благодаря усилиям ЦИК выборы в Беларуси стали инструментом подлинной демократии и отражением политической воли народа. В разное время ЦИК возглавляли Михаил Лагир, Александр Абрамович, Лидия Ермошина. Кстати, подлинным рекордсменом на этом посту стала Лидия Михайловна, руководившая ЦИК с декабря 1996 по декабрь 2021 года. В интервью телеканалу «Беларусь 1» Ермошина вспоминает:

— Конечно, нашим главным боевым крещением в Центральной комиссии были первые выборы Президента 1994 года. Они сопровождались определенной народной эйфорией, потому что население мечтало уже о крепкой, твердой руке. Несмотря на то что уровень поддержки Александра Григорьевича Лукашенко был очень высок, были и те, кто поддерживал других кандидатов, поэтому мы предполагали, что возможен второй тур.
Это были единственные выборы Президента Беларуси, которые проходили в два этапа. Не было никаких информационных центров. И подсчета голосов ночью. Комиссия тогда находилась в ныне Национальном пресс-центре, там же проходили ее заседания…
Весьма непростым для ЦИК выдался и 2020‑й. Выступая 4 декабря на торжественном заседании, экс‑председатель Центральной комиссии Лидия Ермошина в обращении со словами признательности ко всем своим бывшим наставникам и коллегам сказала:
— Особенно я благодарю членов комиссии, которые не дрогнули в сложнейшую избирательную кампанию 2020 года. Спасибо большое всем!
Вместе с укреплением независимости Беларуси совершенствовалось и национальное избирательное законодательство. В 2000 году был впервые принят Избирательный кодекс Беларуси. В дальнейшем в него, конечно, вносились изменения. Но главное и неоспоримое в том, что белорусская избирательная система ничем не хуже, чем в других странах. А где-то даже и превосходит их, подчеркивает Вячеслав Данилович:

— В тех же США, которые очень любят всех поучать демократии, очень сложная и запутанная избирательная система. Она многоуровневая. Во многих штатах, приходя на избирательный участок, даже не надо показывать какой-либо документ, удостоверяющий личность. То есть можно голосовать сколько угодно на разных участках. У нас же ЦИК обеспечивает электоральный суверенитет.  

Экспертная оценка

Риски и перспективы избирательной системы Беларуси обсудили эксперты на форсайт-сессии в Академии управления при Президенте. В числе вопросов, вынесенных для обсуждения, были алгоритмы развития партийной системы и в целом гражданского общества, векторы развития избирательного законодательства, внедрение механизмов электорального голосования.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter