Председатель БелТПП – о «Школе экспорта» и о том, как предприятиям увеличить свои внешние продажи

Экспортеры учат географию

Развитие внешней торговли — одна из стратегических задач для нашей экономики. Однако следует понимать: рост экспорта зависит не только от поддержки государства. Если производитель и сам не особо представляет, как правильно позиционировать на рынке свою продукцию, объемы ее продаж скажут сами за себя. А учитывая то, как стремительно сегодня внедряются технологии, меняются взаимоотношения людей, хватка у экспортеров должна быть железная.

pixabay.com

 В прошлом году Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) дала старт инновационному образовательному проекту «Школа экспорта». Первые 93 выпускника — руководители и сотрудники государственных и частных предприятий, предприниматели — получили сертификаты в декабре прошлого года. В этом году курс окончили уже 166 человек. Какой отклик у бизнес-сообщества получил проект и что ждет его в перспективе, — об этом «Р» рассказал председатель БелТПП Владимир Улахович.

Необходимо постоянно повышать квалификацию


— Владимир Евгеньевич, вернемся немного назад. Какие предпосылки сложились на рынке для создания проекта?

— На государственном уровне у нас создана достаточно серьезная база по поддержке экспортеров: и финансовая, и институциональная, и правовая. Недавно к двум действующим в этой сфере указам Президента добавился третий — «О поддержке экспорта». БелТПП, со своей стороны, постоянно держит руку на пульсе, думая, как еще можно укрепить нашу экспортную политику, помочь предприятиям. Да, в нашей истории был благоприятный период, когда большой объем поставок шел на российский рынок. Однако сегодня наши предприятия зачастую сталкиваются с ограничениями и по рынку, и по возможностям поставок, стали проявляться и меры откровенного протекционизма.

Конечно же, в таких условиях нужны грамотная информационная поддержка, новые подходы с точки зрения продвижения продукции на новые рынки. И здесь не менее важным, чем качество и востребованность продукции, становится главный ресурс любой компании — люди.

Из года в год со всех сторон звучала критика в адрес предприятий за низкую компетенцию сотрудников маркетинговых и других служб, задействованных в экспортной сфере. Замечания касались отсутствия у специалистов необходимых навыков: начиная от поиска новых рынков сбыта и заканчивая языковыми знаниями.

Несколько лет назад по поручению Правительства мы совместно с МИД изучили практику маркетинговых служб некоторых предприятий. Оказалось, даже к уровню владения иностранными языками есть вопросы. А ведь жизнь меняется, необходимо постоянно повышать квалификацию, обновлять и получать новые знания, в том числе в сферах маркетингового анализа, таможенных правил, управления финансами в сфере экспорта и многих других. Четко ориентироваться на всех этапах экспортного цикла.

Маркетолог или сотрудник, который занимается на предприятии продвижением экспортной продукции, должен быть «многостаночником»: знать правовую сферу, по крайней мере в общих чертах понимать, какие есть риски в логистике, как составляется экспортный контракт. И наконец, иметь навык общения с партнерами. Поэтому перед собой мы поставили задачу, которую закрепили в стратегическом плане БелТПП-2020, что на базе Центра делового образования создадим «Школу экспорта», где организуем обучение как в разрезе конкретных групп стран, так и целевое обучение сотрудников всех звеньев, задействованных в работе по развитию экспорта. Начиная от руководителей и заканчивая теми специалистами, кто работает на выставочных стендах.

В минском Центре делового образования БелТПП занятие проводит преподаватель делового этикета Елена КОРШУК.
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Впоследствии эту нашу инициативу поддержали в Правительстве, и проект «Школа экспорта» был включен в план мероприятий по реализации протокола поручений Президента, данных им в апреле 2018 года при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию.

Приведу пример из практики. У нас в стране есть небольшое предприятие, которое поставляет оборудование по измерению радиоактивного фона и занимает до 30 процентов японского рынка, конкурируя с американскими и французскими компаниями. Понятно, что его работники должны знать специфику работы с партнерами из Японии, начиная от изучения рынка и вплоть до выбора деловых подарков. Например, у японцев часы в качестве сувенира могут быть восприняты как сигнал: ваше время истекло. Естественно, экспортерам очень важно знать подобные особенности этикета и ведения бизнеса в других странах.

Мы почувствовали, что должны и можем помочь им в этом. И с прошлого года мы организовали бизнес-курс «Школа экспорта», аналогов которому нет в стране. БелТПП проводит его для своих членов на безвозмездной основе. Бизнес-курс направлен на обучение и развитие компетенций специалистов различных уровней и профилей, задействованных в работе по организации поставок и продвижению товаров и услуг как на традиционные, так и на новые рынки.

Слушатели бизнес-курса получают необходимые знания по вопросам управления финансовыми ресурсами, маркетинговой деятельности, правового и налогового регулирования экспортных поставок, таможенного сопровождения и логистики, по кросс-культурным особенностям бизнес-коммуникаций с зарубежными партнерами, деловому этикету и другим аспектам экспортного процесса.

От Азии до Африки


— Помимо бизнес-курса в рамках проекта «Школа экспорта» проводятся страновые и отраслевые семинары. Как развиваются эти направления?

— Мы решили не ограничиваться бизнес-курсом. Просто через 8 образовательных модулей и 88 академических часов мы не расскажем все, потому что в каждом регионе, стране есть своя специфика.

В прошлом году мы провели несколько страновых семинаров с участием дипломатов из Африки, стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Семинары оказались очень эффективными. Самое важное — там выступили и поделились опытом наши предприятия. А для небольшого предприятия очень важно видеть хороший пример, историю успеха.

Еще одно направление — это отраслевые семинары. Их тематика касалась получения сертификатов кошерности, халяль, а также развития инновационного экспорта. Последнее направление очень важно, так как сырьевая экспортная продукция всегда уязвима. Но если мы производим продукцию с высоким уровнем технологической разработки, это всегда плюс для нас.

— В прошлом году для проведения региональных семинаров была выбрана Орша. А в этом?

— Можно сказать, формат региональных семинаров мы отработали. Провели в Орше четыре семинара на различные темы, включая вопросы внешнеэкономической деятельности, участия в выставках, инструментов поддержки экспорта.

В этом году мы продолжили оказывать содействие в совершенствовании экспортной деятельности в других регионах страны. Начали с 11 промышленных городов, где в ближайшие два года должно быть обеспечено ускоренное социально-экономическое развитие. Семинары успешно прошли в Барановичах, Бобруйске, Борисове, Лиде, Мозыре, Новополоцке, Орше и Пинске. Все регионы имеют хороший экспортный задел.

Круг рассматриваемых вопросов на семинарах примерно одинаковый. На первой встрече с бизнесом мы представляем общую палитру того, как развивается экспорт в стране, какие есть сложности и перспективы развития. Второй блок касается правовой сферы, маркетинговой поддержки, проверки благонадежности деловых партнеров. Далее проводится анкетирование, на основе которого мы выбираем актуальные для каждого региона темы.

Пятый элемент


— Какова дальнейшая судьба проекта? Он нацелен на долгосрочную перспективу?

— Проект обязательно получит развитие. Помимо четырех направлений у нас появится «пятый элемент» — курсы повышения квалификации специалистов внешнеэкономической сферы с получением диплома государственного образца. В этом году Центр делового образования БелТПП получил соответствующую лицензию.

«Школа экспорта» — это целое направление, позволяющее стратегически работать на экспорт.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter