И все выполняется по стандарту. Узнали, какие стандарты уже действуют в сфере электротранспорта и какие будут разработаны.
Электро набирает оборот
Согласно данным Белорусской автомобильной ассоциации, продажи новых авто в Беларуси в январе — августе превысили итог всего 2023-го. Всего за восемь месяцев реализовано 29 987 легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. За август в общей сложности продано 4916 единиц автотранспорта. И что важно, более 5 процентов проданных официальными дилерами автомобилей относятся к классу электрических, в то время как в конце прошлого года этот показатель не достигал и 2 процентов. Важным фактором, влияющим не столько на количество проданных авто, сколько на их тип, является расширение инфраструктуры для подзарядки электромобилей в Беларуси.
— Тема электротранспорта получила свое развитие благодаря одному из решений, которое было принято Главой государства, — отметил начальник управления «Маланка» компании «Белоруснефть» Алексей Никитенко. — Время показало, что это решение было абсолютно правильное. В 2018-м указом о стимулировании развития рынка были определены базовые условия развития зарядной инфраструктуры. «Белоруснефть» стала государственным оператором, которому была поставлена задача обеспечить базовую сеть зарядных станций, чтобы электромобильный рынок получил необходимый импульс, а электромобили в стране начали появляться.
Сегодня по всей стране более 720 зарядных станций. И их количество будет увеличиваться.
— Здесь мы работаем в тесной связке с Министерством энергетики, — добавил специалист. — У нас в планах в 2025—2027 годах — по 200—250 зарядных станций, и на 2028-й мы планируем свыше 300. Все эти станции будут быстрые и супербыстрые. В частности, на 2025 год предусмотрены станции и на 120 кВт, но дальше — только 175 кВт и выше. А это уже семь минут зарядки на 300 километров пробега.
К слову, по данным Министерства энергетики, количество автомобилей с электрическими двигателями в Беларуси приближается к 15 тысячам. Ввод в эксплуатацию БелАЭС позволил массово использовать электрическую энергию для транспортных нужд. В республике на данный момент реализуется масштабная программа по стимулированию перехода с бензиновых двигателей на электрические.
Кроме того, в стране реализуются проекты, связанные с переводом на электрические двигатели общественного транспорта. В двух белорусских городах — Жодино и Шклове — проект апробировали в прошлом году, и в 2024-м обсуждаются возможности для включения в пилотную программу других населенных пунктов.
Заряд — положительный
Вообще, использование электротранспорта имеет ряд неоспоримых преимуществ. В Департаменте по энергоэффективности Госстандарта отмечают прежде всего высокую экологичность в процессе эксплуатации в связи с отсутствием выбросов парниковых газов. Во вторую очередь можно указать более высокую энергоэффективность электротранспорта, так как коэффициент полезного действия электродвигателя практически в два раза выше коэффициента полезного действия двигателя внутреннего сгорания. При этом нужно сказать, что речь идет именно об энергетической эффективности привода транспорта, а не о сравнении различных вариантов и этапов производства и преобразования электроэнергии или получения горюче-смазочных материалов. В-третьих, это существенно более низкие эксплуатационные расходы при использовании электротранспорта. Также важный фактор — отсутствие шума.
Своими силами
Вскоре на дорогах Беларуси появится и отечественный электромобиль. Его название — BelGee eX50. Что важно, белорусского в электрокаре будет достаточно много. По оценкам специалистов, это более 60 процентов.
— В частности, электродвигатель изготавливает «Могилевлифтмаш», батарею собирает «Первая аккумуляторная компания», электронику, силовой инвертор и прочее — ОАО «Измеритель». В ближайшее время мы получим эти компоненты, и у себя соберем первый вариант этого предсерийного электромобиля. А в течение следующих месяцев на предприятии «БЕЛДЖИ» уже соберем все пять, — рассказал генеральный директор Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси Сергей Поддубко. — С учетом того, что это автомобиль белорусской сборки и с белорусской лицензией, то он фактически полностью локализован.
Все по ГОСТу
К слову, развитие электротранспорта — современный тренд, направленный на реализацию в том числе Целей устойчивого развития, провозглашенных Организацией Объединенных Наций в рамках Повестки-2030. Наша промышленность сегодня уверенно осваивает производство различных видов электротранспорта — от пассажирского до грузового. И вполне логично, что разработка государственных стандартов в сфере электротранспорта и его инфраструктуры предусматривается в рамках реализации соответствующих госпрограмм начиная с 2016-го. Можно сказать, что именно с этого года фактически был дан старт формированию комплекса государственных стандартов в данной области в нашей стране.
На 2024-й предусмотрена разработка еще 16 государственных стандартов.
— Перечни стандартов, которые необходимы для разработки, формируются исходя из заинтересованности промышленности. Также учитывается передовой зарубежный опыт по стандартизации, прежде всего международные стандарты, в которые погружены требования, уже апробированные на практике, — добавила специалист. — Принятые госстандарты направлены на повышение качества производимых и реализуемых электротранспортных средств и позволяют обеспечить эффективную и безопасную эксплуатацию электротранспорта в нашей республике.