Начальник отдела Белгосинститута метрологии Елена Булавина: «Условия сертификации едины для всех»
Еще четыре-пять лет назад об органическом производстве продукции говорили, как о чем-то диковинном. Сегодня это мировой тренд, который в ближайшие годы будет только набирать обороты. В том числе и в Беларуси. С момента принятия Закона «О производстве и обращении органической продукции» прошло почти три года и два, как он заработал в полную силу. Многое уже сделано. О перспективах развития органического производства в Беларуси мы говорим с начальником отдела по подтверждению соответствия продукции и лицензированию Белорусского государственного института метрологии Еленой Булавиной.
— Елена Романовна, в Беларуси созданы и работают два органа по сертификации органической продукции и процессов ее производства: на базе РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию» и второй у вас в институте. Сколько хозяйств уже прошли добровольную сертификацию?
— Пока в национальном реестре производителей органической продукции шесть производителей с 10 видами органической продукции. И этот результат я считаю отличным. Главное, что процесс пошел.
— Надо ли что-то поменять или видоизменить, исходя из реальной практики?
— Необходимо внести два изменения. Первое касается дикорастущей продукции. Нам нужно гармонизировать свое законодательство. Так, Закон «О производстве и обращении органической продукции» не распространяется на продукцию, полученную в результате сбора или переработки дикорастущих растений, плодов, ягод и грибов. Выпал большой пласт, перспективнейшее для Беларуси направление. В соответствии с законодательством других стран наши дикоросы — это востребованная органическая продукция, а в самой Беларуси нет.
— Как вы относитесь к тому, что многие производители, причем не органики, злоупотребляют терминами био-, эко-?
— Считаю, что необходимо внести в закон требования, что «эко», «био», «органик» — синонимы. Иначе у нечестных на руку дельцов огромное поле для гринвошинга — введения в заблуждение покупателей, у которых складывается ложное представление об экологичности продукта или бренда. Надпись же для потребителя будет гарантом органического статуса.
— А как обстоят дела с маркировкой в других странах?
— Аналогичная ситуация в Кыргызстане и России: предусмотрено использование только термина «органический». В Армении и Казахстане органическую продукцию можно маркировать, как экологическую, экологически чистую, биологическую, эко- и био-.
В России предусмотрен также термин и «экологически чистая продукция». Это когда продукция, сырье и продовольствие произведены в массовом количестве по современным агро- и промышленным технологиям с применением ограниченной группы удобрений и других агрохимикатов, средств защиты растений, кормов, кормовых и пищевых добавок, других веществ в соответствии с требованиями производства экологически чистой продукции.
В Европе, аналогично, как и в Беларуси, переработанная продукция может маркироваться как органическая только при условии, что как минимум 95 процентов ее ингредиентов произведены в соответствии с требованиями органического сельского хозяйства. В ЕС разрешается использовать обозначения биологический, экологический, органический, а также производные и уменьшительные формы от них только для продукции с подтвержденным органическим статусом.
В США на органическую продукцию наносится знак USDA organic и/или подпись «органический». Если весь состав продукта органического происхождения, то указывается, что он на 100 процентов органический. Если же только 70 процентов (за исключением воды и соли), то «сделано с органическим (наименование до трех продуктов)». И знак уже не используется.
Приведение к единому знаменателю синонимических терминов органик-, био-, эко- позволит упорядочить рынок органической продукции, сделать его более прозрачным и гарантированно качественным.
— Неоспоримый плюс, что оба наших органа по сертификации находятся в своей же стране, в месте производства продукции. Отсюда и больше возможностей следить за ее качеством, и оперативнее реагировать на сигналы о недобросовестности производителей. Особенно тех, кто хочет искусственно сделать свою продукцию органичнее, зеленее, вводя покупателей в заблуждение.
— Есть ли какие-то послабления при сертификации личных подсобных хозяйств?
— Условия едины для всех. Но в зависимости от количества видов сертифицируемой продукции, цены на услуги разнятся, правда, не в разы. Что касается испытаний, то они одинаковы, к примеру, как для овощей, взятых с огромных, так и с малых по площади участков.
— Можно ли как-то сократить сроки переходного периода?
— При органической сертификации очень важно подтвердить соблюдение переходного периода. Его продолжительность зависит от вида производимой продукции. К примеру, если это мясо птицы, то — 12 недель, крупный рогатый скот — шесть месяцев, а для многолетней продукции растительного происхождения — не менее трех лет. И начинается переходный период с подачи заявки на сертификацию в аккредитованный орган по сертификации (http://belgim.by/pages/view?id=204).
Период, непосредственно предшествующий началу переходного периода, может быть и включен в него. Если земельные участки обрабатывались по органическим технологиям и на них не использовались средства и вещества, запрещенными в таком производстве, что должно быть подтверждено соответствующими документами.
— В Беларуси сертифицируется каждый вид продукции, а почему не сам процесс производства? Если технологическая цепочка соблюдена, то все продукты априори могут считаться органическими. Для наших фермеров сертификация по видам продукции зачастую неподъемна по цене. Почему недостаточно одного сертификата на весь процесс производства?
— Мы сертифицируем и виды продукции, и сам процесс. Ведь у каждой культуры — свои технологические карты. Проводя испытания, мы подтверждаем, что та же морковь, к примеру, соответствует безопасности и процесс ее производства не противоречит требованиям стандартов.
— Кто и как контролирует перерабатываемую в органике продукцию?
— Раз в год мы проводим периодическую оценку. Если это овощные, зерновые или плодовые культуры, то в период сбора урожая. Если скот, то в момент убоя, но также не менее раза в год.
Не стоит забывать и о том, что затраты, понесенные на сертификацию и подтверждение соответствия, включая испытания, могут быть возвращены. В целях государственной поддержки производителей органической продукции внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 года № 347 «О государственной аграрной политике». В соответствии с ними в перечень общегосударственных мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств местных бюджетов, включено «Возмещение субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, расходов (части расходов) на проведение оценки соответствия производимой в Республике Беларусь органической продукции и процессов ее производства техническим требованиям».
— Вся проблема кроется в том, что в органическом производстве запрещено клеточное содержание. Только выгульное напольное содержание. Можно и перепелку выпустить на волю, но тогда встает не менее важный вопрос: как собирать яйцо у птицы, которая не откладывает их в гнезда? Однако, в Европе и мясо, и яйца органических перепелов есть в продаже. Поэтому необходим обмен технологиями и опытом.
— Как и когда белорусская органическая продукция сможет попасть на единый рынок ЕАЭС?
— Разработка проекта соглашения об обращении органической сельскохозяйственной продукции должна быть завершена в 2022 году, а его подписание планируется в 2023 году. Равно как и внесение изменений в Порядок формирования и ведения единого реестра сортов сельскохозяйственных растений и дополнительных сведениях о сортах, пригодных для производства органических семян.
Ключевым положением соглашения станет унификация требований к производству и маркировке органической продукции, что и послужит основой для взаимного признания в Союзе систем сертификации.
sad@sb.by