ГАЗ-АА впервые сошел с конвейера в 1932 году. В каком-то смысле его появление можно назвать импортозамещением. Конструкторы взяли за основу американский Ford модели АА, но серьезно поработали над его внутренним наполнением и внешним видом. Шустрый, простой в управлении и незамысловатый в ремонте газик поставили на поток, сделав одним из самых массовых грузовиков в мире. Не зря. В народе он получил второе имя — «полуторка».
С Дороги жизни — в музей
В одном из залов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны стоит оригинальный автомобиль ГАЗ-АА, который когда-то принадлежал Павлу Яковлевичу Михайлову. История у него потрясающая.Владелец грузовика родился в 1922‑м в Борисове. До войны успел приобрести перспективную специальность автотракторного механика. 26 июня 1941 года Михайлова призывают на фронт в качестве шофера. А судьба забрасывает его на ту самую Дорогу жизни, по которой возили грузы в блокадный Ленинград, а обратно — эвакуировали людей. Естественно, на газике. На шоферов немецко-фашистские оккупанты охотились особо тщательно: риск погибнуть на дороге был крайне высок. Но Павлу Яковлевичу повезло — выжил. В феврале 1942‑го его тяжело ранило. После госпиталя он служил в 196‑м гвардейском стрелковом полку. Уже там были контузия, ожоги обеих рук — и снова больничная койка.
После войны Михайлов жил с семьей в Латвии, но в 1968 году перебрались в деревню Беляны Витебской области — ближе к малой родине. Имея корочку механика, Павел работал в разных колхозах. Из старых, ненужных деталей собрал ГАЗ. Машина, спасшая в войну столько жизней, не подводила хорошего хозяина и в быту. По воспоминаниям дочери, Павел Яковлевич ездил на родном грузовике в лес за дровами, в Освею, на базар. А когда в 1988‑м шофера не стало, вдова решилась продать дорогую сердцу машину в музей, где она и стоит по сей день.
Рождение легенды
В этом году легендарный грузовик празднует 90 лет с момента создания. Прототипом для серийного советского автомобиля стал американский Ford-АА образца 1930‑го.Почему именно ГАЗ стал таким популярным? Главной чертой 1930‑х было стремительное развитие промышленности в СССР. Приоритет в автомобилестроении отдавался грузовикам. 31 мая 1929 года было заключено соглашение с фирмой Ford Motor Company о технической помощи при организации производства грузовых машин. Уже в январе 1932‑го с конвейера автозавода в Нижнем Новгороде сошел первый «НАЗ-АА», а 7 октября город был переименован в Горький, автомобили получили марку «ГАЗ».
За грузоподъемность в 1,5 тонны шоферы ласково называли машину «полуторкой» (хотя на практике она была трудягой и могла перевозить заметно больше).Важно: ГАЗ-АА не был копией американского Ford. Советский грузовик получил усиленные картер сцепления и рулевой механизм, металлическую кабину. Впрочем, это было только начало: на протяжении конвейерной жизни авто улучшали, дорабатывали, модернизировали. В движение машину приводил четырехцилиндровый бензиновый мотор, имеющий мощность 42 лошадиные силы. ГАЗ не был оборудован бензонасосом (бак размещался выше карбюратора) и мог работать практически на любом топливе. Автомобиль отличался простотой конструкции, высокой проходимостью, обладал фантастической выносливостью, ремонтопригодностью. Уже с 1933 года ГАЗ-АА собирался полностью из отечественных комплектующих. В 1938‑м «полуторки» получили более мощный двигатель на 50 лошадиных сил и новый рулевой механизм. На 22 июня 1941 года грузовики ГАЗ-АА составляли почти 60 процентов автопарка Красной армии.
Сквозь пуpгу, огонь и чеpный дым
Главным качеством довоенной «полуторки» была ее простота. Но в годы войны авто упростили до предела — выпускалась военная версия без бамперов, глушителей, убрались тормозные механизмы с передних колес, кабина стала деревянной, лишилась дверей (их заменяли брезентовые пологи). Зато машина ехала и выполняла свои функции — доставляла на передовую подкрепление и снаряды, буксировала орудия, служила санитарной помощью.Эти автомобили вынесли все тяготы и невзгоды войны. ГАЗ-АА стал одним из символов победы в Великой Отечественной войне, таким как танк Т-34 и «катюша». Помимо перевозки личного состава и грузов, в ходе войны «полуторки» часто использовали в силах противовоздушной обороны, монтируя на них зенитные или прожекторные установки или же счетверенные пулеметы Максима.Водители ценили газик за простоту конструкции и надежность: сборка не требовала высокой квалификации, а ремонт легко проводили в полевых условиях. Это было очень кстати в грозные военные годы.
Именно ГАЗ-АА производители в будущем применяли в качестве хорошей основы для создания целого семейства грузовых и специальных машин, автобусов и бронеавтомобилей. Серийное производство грузовика прекратили в 1950 году, теперь его можно увидеть разве что в кино.
КАРТОЧКА ЭКСПОНАТА
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА образца 1932 г.
♦ Масса - 1,81 т
♦ Грузоподъемность - 1,50 т
♦ Число мест в кабине - 2
♦ Двигатель - карбюраторный
♦ Мощность - 40 л/с
♦ Скорость по шоссе - 70 км/ч
♦ Запас хода - 215 км
В ТЕМУ
Музейная «полуторка» по сей день на ходу и в любой момент готова зареветь мотором. Правда, в последние десятилетия она делала это только на камеру. На грузовике Павла Михайлова ездят герои в двухсерийном телефильме «Свидетель», снятом по мотивам повести Виктора Козько «Судный день». Засветился экспонат и в лентах «Долгая дорога в дюнах», «Водитель автобуса», «В августе 44‑го...».
Анна КУРАК.
kurak@sb.by
Александра ВОЛКОВА, младший научный сотрудник отдела вещевых источников фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.