В гостях у «СГ» — лауреат Национальной литературной премии Беларуси Алеся Кузнецова

«Дымка на реке, силуэты, внешность… Затем характеры…»

Вдохновение приходит к Алесе Кузнецовой в самые неожиданные моменты

Алеся КУЗНЕЦОВА начинала свой путь как журналист, но жизнь сделала крутой поворот — и в качестве музыкального продюсера и концертного директора она объездила тысячи городов, где встретила удивительных людей. Калейдоскоп судеб и историй однажды сложился в дебютный рассказ «Мудрый», который вышел в марте 2023 года и сразу попал в лонг‑лист российского литературного конкурса «Книготерапия». В апреле был опубликован первый роман «Когда трещит лед». Он вошел в шорт‑лист конкурса «Литрес» «Любовь между строк» в номинации «Лучший современный любовный роман». Дальше — больше…

В гостях у «СГ» продюсер арт‑группы «Беларусы» и других звезд отечественной эстрады, директор продюсерского центра «Золотые голоса», член Союза писателей Беларуси и лауреат Национальной литературной премии Беларуси.

Алеся КУЗНЕЦОВА.

Алеся Кузнецова — продюсер, писатель, многодетная мама, патриот и пример успешной женщины, которая умеет все и делает это от души и качественно. За плечами многих успешных людей, как правило, стоят те, кто окрыляет их верой, поддержкой, добрыми словами. И у каждого есть места силы, куда так важно возвращаться. Хотя бы мысленно. Отдельное место в сердце нашей собеседницы занимают воспоминания о детских поездках к дедушке и бабушке на Витебщину:

— Я помню многочисленные истории, которые мне рассказывали родные. А летние каникулы в деревне — незабываемые беззаботные времена. Врезались в память цветы, которые росли в огромной яме, оставшейся после Великой Отечественной войны. Многие из них занесены в Красную книгу. Да и восприятие самого места с годами изменялось, но оно навсегда запало в мою душу.
Никогда не забуду, как с родными и друзьями мы ходили в лес за грибами и ягодами, катались на лыжах, собирались вечерами у костра. И пусть работы для детей в деревнях было значительно больше, чем в городах, она была только в радость. Бабушка научила меня делать масло из коровьего молока, варить сыры, трудиться в огороде. Конечно, я с радостью помогала спасать сено от дождей и была бесконечно влюблена в красоту белорусских деревень, вдохновляющие пейзажи.
Кто знает, может, именно поэтому многие персонажи книг сегодня уже известной писательницы то и дело стремятся уехать за пределы городов и во взрослой жизни. Алеся прикладывает одинаковые усилия как для организации концертов на известных столичных сценах, так и на площадках небольших агрогородков, даже самых отдаленных уголков страны.

Алеся Кузнецова живет и работает в столице и не меньше любит место, которое по‑своему наполняет, открывает возможности. Именно здесь родилась ее семья, трое сыновей и… книги.

Известно, что рождение произведения — это особая магия. Кто‑то творит по ночам, кто‑то по графику.


   
— Просыпалась в 5 утра, заваривала себе чашечку кофе, смотрела в окно, как падает снег. Это было чистое удовольствие от творчества, от момента погружения в какие‑то удивительные эмоции — так я начинала писать книгу «Когда трещит лед», — рассказывает Алеся.

Могла ли она предположить, что всего за несколько месяцев произведение соберет ряд положительных рецензий и прекрасно проявит себя на литературных конкурсах?

— Для меня самое интересное, что есть в жизни, — это люди. Каждый человек — отдельная вселенная. За годы встреч с абсолютно разными людьми накопился огромный багаж историй и ситуаций. Но работа продюсера занимала столько времени, что писательство, казалось, безвозвратно осталось в журналистском прошлом. Но с началом пандемии многочисленные концерты и встречи стали на вынужденную паузу.

Первый месяц Алеся радовалась неожиданному отдыху. А потом, привыкшая к постоянной занятости делом, нашла в интернете школу писательства:

— Я вспомнила, как раньше не могла и дня прожить без строчки. Мое журналистское сердце екнуло. И вновь пошла учиться.

В начале 2023 года Алеся подхватила тяжелый вирус, что снова привязало ее к дому и вернуло к уже написанной рукописи романа. Подредактировав некоторые моменты, она отправила роман директору российского литературного агентства и издательства Марии Райдер, с которой познакомилась во время писательских курсов.

Вскоре роман вышел в электронной версии, а затем и в бумажной. Огромное количество отзывов он получил и от признанных мастеров художественного слова, и от простых любителей чтения. А как же отнеслись родные к еще одному направлению работы нашей собеседницы?

— Первым об этом узнал муж. Валерий прекрасно помнил о моем богатом журналистском опыте и, конечно, поддержал. Он, как никто другой, знал, как много для меня значит художественное слово и как сильно я загорелась писательским делом. Некоторое время о моем обучении и все новых и новых страницах будущих книг больше никто и не догадывался, — поделилась Алеся. — Затем мы рассказали детям. Сыновья сначала были удивлены, но я почувствовала ту крепкую веру в себя с их стороны, которая развеяла все сомнения. А они, как и у любого нормального человека, были. Старший сын Стефан стал моим первым читателем в семье. Он, будучи студентом ВГИКа, попросил никому не отдавать права на экранизацию моего рассказа. Парень уверен, что в скором времени сам сможет приложить все знания и усилия, чтобы лично быть причастным к этому. Средний сын Михаил также очень помогает мне в новом начинании. Он автор обложек для всех моих книг. Внимательный и талантливый, умело передает все самое нужное о произведении. И младший сын Герман очень вовлечен в процесс создания моих произведений. Он много читает, анализирует, спрашивает и сам ищет ответы. Есть ощущение, что у парня писательский дар, который рано или поздно проявится более ярко. Хотя и любовь младшего к музыке — безгранична. Гордятся моими успехами и родители, мои и супруга. Уверена, что в большей степени все сложилось так успешно благодаря поддержке самых родных и любимых.

Вдохновение приходит к Алесе в самые неожиданные моменты:

— Сначала в голове создается определенная атмосфера. Это может быть дымка на реке, лодка, силуэты, внешность… Затем характеры… Внутри себя я определяю, кто из персонажей и почему будет главным. Так постепенно сплетаются сюжеты, а затем и целые произведения. Но творчество в моем случае определенно требует тишины и уединения. Поэтому я люблю работать ранним утром и мечтаю иметь возможность почаще находиться за городом, чтобы можно было максимально сфокусироваться на процессе.

Алеся не переносит окружающих ее людей на страницы книг. Но какие‑то черты, особенности, привычки и даже фразы, конечно, заимствует. Все персонажи собирательные:

— Я уделяю огромное внимание психологическим портретам и предыстории. Как‑то прочитала, что у Валентина Пикуля в свое время, когда не было компьютеров и интернета, была разработана личная картотека персонажей. Она хранилась в деревянных шкафах. И в любое время он мог обратиться к истории любимых героев своих произведений. Этот пример впечатлил меня и настроил на четкое осознание предыстории того или иного героя, даже если я вовсе не прописываю его в тексте.
— Для меня очень важно признание в своей стране, — отмечает собеседница. — Национальная литературная премия — значимая поддержка моего творчества и мотиватор для того, чтобы усилить это направление жизни. Хочется писать и дальше, и еще больше.
За последние 20 лет не осталось, наверное, на карте Беларуси места, где бы ни побывали с концертом всем известные «Беларусы» и их замечательная продюсер, а ныне и успешный писатель Алеся Кузнецова.

— По приглашению учреждений образования и культуры я погостила во многих городах и деревнях нашей страны уже и в статусе писателя. Это новый опыт, который значительно отличается от работы по организации концертных программ для моих любимых артистов. Здесь ты и твое творчество представляются внимательным слушателям без всевозможных спецэффектов, подборок света, подтанцовок и усилений. И эти встречи — всегда живое общение, дискуссии, неподдельный интерес публики к тому, с чем ты к ней пришел. Творческие вечера, как правило, длятся дольше, чем запланировано, и запоминаются надолго. Каждая встреча с читателями — большая ответственность и возможность даже для меня посмотреть на свое творчество под разными углами и с позиций людей разных возрастов, профессий, мировоззрений. Дальше — больше… 

rovdo@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter