— Проект «Двор моего детства» вырос из моей пьесы, которую в спектакле мы соединим с поэзией Василя Витки, — рассказал Даниил Филиппович. — Почему именно Витка? Потому что я читал его в детские годы, а это пьеса именно о детстве. Кроме того, так совпало, что он жил напротив Купаловского театра, на доме по улице Карла Маркса есть мемориальная доска в память о нем. Мы заявили наш проект на грант Президента Беларуси, получили его и целый год работаем над спектаклем, актеры уже начали репетиции мизансцен.
«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», — цитировать Антуана де Сент-Экзюпери буквально автор и постановщик не собирается, его задача — именно разбудить память: погрузить зрителя в ностальгию, в детские воспоминания и переживания, подтолкнуть и помочь что-то переосмыслить, найти ключи к своей взрослой жизни.
Появление новой постановки — процесс на самом деле небыстрый: кроме собственно литературного материала, требуется создать музыкальную и визуальную канву, которая поможет зрителю полнее погрузиться в происходящее на сцене.Как и в ряде предыдущих работ, музыку к спектаклю создает молодой композитор-экспериментатор Андрей Цалко.
— Я рад, что нашел своего композитора, работаю с ним уже два года, мне очень комфортно, — говорит Даниил Филиппович. — Мне кажется, это очень крутой автор, с которым мы вместе преодолеваем различные тупики, возникающие в работе. Но это все-таки драматический спектакль, а не мюзикл.
Молодая и склонная к экспериментам команда, на самом деле, уже сложилась в Купаловском театре: за ностальгическую атмосферу в новом спектакле отвечает художник-сценограф Александр Каменец, уже не в первый раз работающий с режиссером, постановку хореографии Филиппович в очередной раз отдал Вадиму Дубовику.
— Мне не хотелось делать ничего ни событийного, ни сверх меры философского, — признается режиссер. — Наша сверхзадача — чтобы каждый сидящий в зале вспомнил свое детство. То есть это о самых важных вещах, ведь все тянется оттуда, из детских лет: родной город, дом, двор — это твое золото впечатлений, то, что во взрослой жизни помогает тебе справляться со всем. Персонажи пьесы — люди взрослые, но они не играют детей, а вспоминают, как были детьми.
Кроме молодых актеров, Даниил Филиппович задействует мэтров из золотого состава: народного артиста Геннадия Овсянникова, которому предстоит сыграть дедушку главного героя, и свою любимую актрису старшего поколения купаловцев — народную артистку Зинаиду Зубкову (кстати, 3 ноября Зинаида Петровна отмечает 85‑летний юбилей):
— Она будет играть одну из женщин двора, одинокую, которая все время ищет потерявшуюся кошку Машу и объясняет главному герою, мальчику Васе, что такое одиночество.
Место действия — Минск, и название во многом можно понимать буквально. Пьесу Даниил Филиппович писал, опираясь на личные воспоминания и собственные детские дневники:
— У меня было счастливое детство, и я описываю собственный двор середины 1990‑х — начала нулевых. Никакой сегодняшней «взрослой» отсебятины не добавил — это мои реальные дневники, так что спектакль, можно сказать, документальный! Но мы не привязываемся ко времени, мы привязываемся к Минску: есть город, и каждый двор в нем у любого из нас ассоциируется с родными, друзьями, событиями жизни…
Первая любовь, первое предательство, первый восторг и первый страх, который ты преодолеваешь, — это рассказ о том, как человек взрослеет.Моя личная топография — станция метро «Пролетарская», там я вырос, но каждый может мысленно перенести место действия в свой собственный двор.
ovsepyan@sb.by