Предыстория
Все началось как дружеская стычка. Во время тренировки на Бриллиантовой лиге Монако в 2023 году Дюплантис бросил Вархольму вызов после игривого подшучивания. «Он сказал, что я выгляжу быстрым, и я подумал: «Давай посоревнуемся», — говорил Мондо. Вархольм принял вызов после того, как Дюплантис заявил, что может победить. «С моим эго и тем, как высоко я себя возомнил, мне нужно было принять вызов», — объяснял норвежец. «Мне кажется, это реально воплотить, нам нравятся сложные задачи и выход из зоны комфорта» — подтверждал швед.Разогрев
В начале августа организаторы этапа Бриллиантовой лиги в Цюрихе сообщили, что 4 сентября швед и норвежец сразятся в забеге на 100 м. А чуть позже спортсмены выдали небольшой треш-ток на пресс-конференции.— Когда я впервые предложил Вархольму пробежаться, он будто даже отшил меня. А я все думал: когда мы сможем посоревноваться? Теперь он ведет себя так, будто слишком уверен в своих силах. Карстен сомневается в том, что у меня есть хоть какие-то шансы, но это ровно то, что мне и нужно, — шутил Дюплантис.
— Если бы я не видел в тебе достойного соперника, разве стал бы соглашаться на твое предложение в принципе? — отвечал Вархольм.
Чем бег на 100 метров отличается от того, к чему они обычно готовятся?
Оба спортсмена зарабатывают на жизнь бегом и прыжками, но спринт на 100 метров — это совсем другой вид спорта. Дюплантису требовалось найти выносливость, чтобы пробежать расстояние, в два раза превышающее его обычную дистанцию при разбеге перед прыжком, а Вархольму нужно было найти ускорение, чтобы набрать максимальную скорость — намного быстрее, чем та, которая требуется при беге на 400 метров да еще и с барьерами.В пользу Вархольма
У норвежца лучший результат сезона в беге на 400 метров с барьерами — 46,70 секунды. Так что требуемая для стометровки выносливость для него не виделась проблемой. А еще он, конечно же, прекрасно знаком со стартовыми колодками и привык к забегам с выстрелом пистолета.В пользу Дюплантиса
Мондо Дюплантис — величайший прыгун с шестом современности. Он побил мировой рекорд десять раз с 2020 года, завоевав две олимпийские золотые медали и дважды победив на чемпионатах мира. Но какое отношение прыжки с шестом имеют к бегу? На самом деле очень большое. Чем быстрее вы ускоряетесь при разбеге, тем больше энергии вверх можете выплеснуть, как только поставите шест.Общеизвестно, что одна из главных сильных сторон Дюплантиса как спортсмена — его максимальная скорость и его сила ускорения. Достигая максимальной скорости в 10,3 м/с, он бежит быстрее, чем любой другой прыгун с шестом. И да, он привык бегать на короткие дистанции, что означает, что он может очень быстро набрать требуемую скорость.
Расчеты
Как уже было сказано, Вархольм пробегает 400 метров с барьерами за 46,70 секунды. Если вы разделите этот результат на четыре отрезка, то получится, что он пробегает 100 метров за 11,67 секунды. Отнимите необходимость пробежать еще 300 метров и перепрыгнуть через барьеры — эти цифры, естественно, уменьшатся.С другой стороны, Дюплантис может развивать скорость 10,3 м/с на 40-метровой дорожке для прыжков с шестом. «Если ему удастся удержать эту скорость еще 60 метров, его время будет очень похоже на время Уорхолма», — констатировали перед забегом в Цюрихе аналитики World Athletics.
Что было в итоге?
Вархольм и Дюплантис вышли на дорожку, как боксеры на ринг. Мондо был в синем плаще, Карстен — в красном. Команда Карстена устроила дополнительное шоу: тренер спортсмена Лейф Олав Алнес вышел в обтягивающем комбинезоне, как у конькобежцев, с подписью: «Толстый по своему желанию» и в шапке викинга.Когда был дан старт, Арман и Карстен рванули изо всех сил. Если норвежец бежал, не обращая внимания на других, то швед все время поглядывал на своего соперника. Сперва Мондо отставал, неудачно выйдя с колодок, но он быстро догнал и перегнал Карстена. В итоге шестовик стал победителем с результатом 10,37 секунды, бегун уступил ему 0,1 секунды.
— Я чувствую себя прекрасно. Теперь все знают, что со мной нельзя шутить, — после победы Дюплантис светился от счастья.
— Я поздравляю Мондо. Он превзошел меня сегодня. Он был очень быстр, — констатировал Вархольм.
ФОРМУЛА УСПЕХА
Константин Волков, отец и тренер чемпиона Беларуси по прыжкам с шестом Матвея Волкова:
— В прыжках с шестом самое важное — скорость разбега. Без нее высоко не прыгнешь. Это определяющий фактор. Матвей с нынешним рекордсменом мира Арманом Дюплантисом бегут приблизительно в одно время, Матвей даже чуть быстрее. Если брать классические сто метров, то остальным прыгунам они привезут гигантское для спринтеров преимущество в 4—5 метров. Матвей, к слову, бежал в этом году 60 метров в финале зимнего чемпионата Беларуси и показал высокий результат — 6,91. Старт он профильным участникам проигрывает, потому что специально его не тренирует, там нужна работа других мышц, для прыжков бесполезных, но по дистанции легко наравне со всеми держится. Так что потенциал для новых рекордов у Матвея очень высок.
— Где в прыжках с шестом предел человеческих возможностей?
— Думаю, потолок находится в районе 6,40. И Дюплантис, и Матвей теоретически готовы соревноваться на таком уровне, но для этого нужно бежать почти как бог и идеально входить при этом в шест.
К СВЕДЕНИЮ
Дюплантис на прошедшей Олимпиаде в Париже завоевал золото и девятый раз в карьере побил мировой рекорд (6,25 м). Потом он прыгнул на 6,26.
Вархольм, олимпийский чемпион Токио на 400 м с/б (тогда он установил свой мировой рекорд — 45,94), в Париже стал вторым, уступив американцу Раю Бенджамину.
Лучший результат Вархольма на 100-метровке — 10,49 секунды в 2017 году. Дюплантис пробегал 100 м за 10,57 в 2018-м еще на школьных соревнованиях.
Для сравнения: мировой рекорд на стометровке принадлежит ямайцу Усэйну Болту (9,58). В Париже американец Ноа Лайлс победил с результатом 9,79.
ЛЮБОПЫТНО
Знаменитый канадский спринтер Бен Джонсон (тот самый, что на Олимпиаде в Сеуле установил мировой рекорд на стометровке — 9,79, однако уже через три дня попался на анаболиках и был дисквалифицирован, развенчан, проклят) в 1998 году вышел на старт оригинального забега в Шарлоттауне (Канада). Там его соперниками стали две скаковые лошади и гоночный автомобиль. C одной из лошадок Бен почти справился, проиграл «в клетках», а вот машину обогнал. При этом, если посмотреть запись, видно, что Джонсон стартовал с места, а лошади — с хода...
infong@sb.by