Из всех древнерусских княжеств на территории Беларуси Полоцкая земля имела яркие черты обособленности и своеобразия исторического развития. По этой причине термин «Полоцкая земля» в IX–XIII веках равнозначен термину «Полоцкая Русь», которая имела черты политической субъектности наравне с Новгородской и Киевской Русью. Об этом заявил, выступая на выездном семинаре «Республика Беларусь: от истоков до современности (исторический путь государственного строительства)», ректор Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова, доктор исторических наук, профессор Денис Дук.
- Полоцкое и Туровское княжества являлись первыми историческими формами белорусской государственности. Эти два восточнославянских княжества занимали основную часть территории современной Беларуси, в основном северные и южные ее части. Первое летописное упоминание Полоцка в 862 году в полной мере подтверждено археологическими источниками и является началом истории белорусской государственности. Ее генезис сложился на основе развития местных славянских (кривичских) племен. А историческим ядром Полоцкой земли стало летописное племя полочан.
- В Новгороде и Киеве было иначе, например, материальная культура скандинавов в полной мере представлена на Рюриковом городище – историки знают, что это предтече Новгорода в IX - Х веках. Это значит, что первый полоцкий князь Рогволод, пришедший согласно летописей «из-за моря», опирался не на пришлую скандинавскую дружину, а на местное полоцкое боярство. Институт княжеской власти Рогволодовичей, местное боярство и народное вече стали определять особенности политического устройства полоцкого княжеского дома.
Денис Дук уточнил:
- В Полоцке сложилась собственная княжеская династия Рогволодовичей, благодаря чему Полоцкую землю после вхождения ее в состав Великого княжества Литовского летописцы называли «Рогволодщиной». Эта династическая обособленность Полоцкой земли закрепилась благодаря неординарному поступку Рогнеды, дочери Рогволода. Вместе со своим старшим сыном Изяславом Горислава-Рогнеда была выслана великим киевским князем Владимиром в Полоцкую землю. Младший сын Владимира и Рогнеды, будущий киевский князь Ярослав Мудрый, продолжил династическую линию Рюриковичей, а их старший сын, Изяслав Владимирович, не дал угаснуть династической линии Рогволодовичей. Согласно летописям, «с тех пор взимают меч Рогволожи внуки против Ярославовых внуков».
- В то же время полоцкие князья четко осознавали неразрывную связь с общим корнем - династией Рюриковичей и князем Владимиром Святославичем - крестителем Руси - как очевидный постулат главенства общехристианских ценностей и восточнославянского единства. Также при всех упомянутых чертах своеобразия и обособленности полоцкие князья разделяли свою причастность к культурной, политической и идеологической (восточно-христианской) общности Древней Руси. Недаром именно в Полоцкой земле одним из первых прочно укоренился главный восточнославянский христианский культ Бориса и Глеба, в честь которых были названы старшие сыновья знаменитого полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Символом равного статуса трех центров государственности Древней Руси - Руси Киевской, Новгородской и Полоцкой - являлись соборы Святой Софии.
- Богатое духовное наследие Византии в XI–XII веках стало основой расцвета культуры земель-княжеств на территории Беларуси. Своеобразие Полоцкой земли отчетливо проявилось в феномене Евфросинии Полоцкой - полоцкой княжны, внучке известнейшего полоцкого князя Всеслава Брячиславича и великой христианской сподвижнице. Евфросиния, будучи настоятельницей Спасской обители, была известна на широком пространстве от Константинополя до Рима и была почитаема во всем славянском мире. Бессмертным свидетельством данного тезиса являются фрески Спасо-Преображенского храма в Полоцке, воздвигнутого зодчим Иоанном по задумке и воле Преподобной. Фресковая живопись в этой церкви сохранилась практически полностью и представляет широкую панораму сюжетов, составленных самой Евфросинией. В числе сюжетов росписи храма помимо упомянутого православного культа Бориса и Глеба присутствует изображение Вацлава Чешского как напоминание о том, что братоубийство равно губительно для всех христианских правителей. Евфросиния Полоцкая являлась обладательницей двух актовых печатей – личной, как просветительницы и духовной особы, и парадной – как игуменьи известного территории Древней Руси и Византии полоцкого Спасского монастыря.
Отметив, что Туров и Туровская земля с конца Х века находились в орбите политического влияния Киева, ученый подчеркнул:
- При этом Туров имел яркие черты своеобразия. Процесс христианизации происходил в Турове одновременно с Киевом и связан с именем киевского князя Владимира Святославовича. В Киевской земле крещение проходило по воле великого князя. В Полоцке данный процесс проходил синкретично, в распространении христианства были заинтересованы и полоцкие князья, и бояре, и все полноправные горожане - мужи полочане, что позволило историкам уверенно считать 992 год основанием полоцкой епархии, а также началом укоренения на наших землях народного христианства.
В орбиту политического влияния удельных княжеств Древней Руси помимо Турова в XII веке входили также и земли Верхнего Понемонья, Среднего Побужья и Посожья, также значительно обогатившие культурное наследие белорусов. А потому Денис Дук резюмировал:
- Из всех древнерусских княжеств на территории Беларуси Полоцкая земля имела яркие черты обособленности и своеобразия исторического развития. Это своеобразие в эпоху Великого княжества Литовского закрепилось в названии Полоцкой земли - «Рогволодщина» в честь основателя полоцкого княжеского дома Рогволода. Однако полочане осознавали себя неразрывной частью восточнославянской этнокультурной общности Древней Руси. По этой причине термин «Полоцкая земля» в IX–XIII веках равнозначен термину «Полоцкая Русь», которая имела черты политической субъектности наравне с Новгородской и Киевской Русью.
Организаторы проводимого сегодня в Минске на базе Академии управления при Президенте выездного семинара - Совет Республики совместно с Национальной академией наук, Академией управления при Президенте, Национальным центром законодательства и правовых исследований.