Поклонники артиста Николая Бурляева отмечают его день рождения в августе

Другим он не будет

Народный артист России Николай Бурляев реализовал себя в нескольких ипостасях — как актер, режиссер, писатель, политик, общественный деятель. Почти каждая его роль или фильм — стремление к духовному поиску подлинного идеала. Сегодня он как депутат Госдумы VIII созыва находится в самой гуще общественной и политической жизни, отстаивая нравственные ценности славянской цивилизации. Отрадно, что с нашей страной его связывают самые прочные нити дружбы. 3 августа Николай Петрович отметит очередной день рождения, и мы присоединимся к поздравлениям.

Ранний дебют

Николай Бурляев родился в 1946 году в Москве в семье инженеров-экономистов Петра Диомидовича Бурляева и Татьяны Александровны Михайловой. ­Бабушка и дедушка по отцовской линии были профессиональными актерами и в свое время играли на одной сцене с Александром Остужевым и другими выдающимися артистами. Старший брат Борис окончил Театральное училище имени Б. Щукина, снимался в фильмах «Судьба барабанщика», «Два друга», ­«Семья Ульяновых».

Самого Николая судьба рано привела в кинематограф. В начале ­1960-х благодаря случайному знакомству на улице с режиссером Андреем Кончаловским он снялся в его курсовой работе «Мальчик и голубь». В картине также был занят актер Театра имени Моссовета Владимир Шурупов, который позже представил Бурляева главному режиссеру этого театра Юрию Завадскому, и тот занял его в спектакле «Ленинградский проспект» по пьесе Исидора Штока в роли подростка Васи Забродина. Партнером Николая стал прославленный Николай Мордвинов.

Встреча с Тарковским

По совету Андрея Кончаловского режиссер Андрей Тарковский взял Бурляева на главную роль в военную драму «Иваново детство». На Венецианском кинофестивале 1962 года лента впервые в истории советского кинематографа была удостоена основной награды — «Золотого льва», а «Мальчик и голубь» — «Бронзового льва» на конкурсе фильмов для детей и юношества.

«Иваново детство».

После этого Николай Бурляев снялся в картинах «Без страха и упрека» Александра Митты, «Вступление» Игоря Таланкина, «Метель» Владимира Басова (по повести Александра Пушкина). В 1964 году по результатам прослушивания ректор Театрального училища имени Б. Щукина Борис Захава зачислил Бурляева без экзаменов сразу на второй курс. Получив диплом, Николай работал в нескольких театрах, но в большей степени реализовался все же в кинематографе. В 1975-м окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Михаила Ромма и Льва Кулиджанова.

В 1966 году Тарковский пригласил Бурляева сниматься в фильме «Андрей Рублев». Режиссер видел его в роли Фомы — ученика иконописца, но в итоге она досталась Михаилу Кононову. А Николай «буквально вырвал» главную роль Бориски в новелле «Колокол», завершающей эту драму. Вместе с другом и консультантом фильма Саввой Ямщиковым удалось переубедить Тарковского. После проведенной кинопробы стало понятно, что лучший Бориска — Бурляев.

Замысел длиною в жизнь

Встречу с Тарковским Николай Петрович считает во многом определяющим событием всей своей жизни. В октябре прошлого года в Минске в Храме-памятнике в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, прошла минская премьера документального фильма Бурляева о Тарковском «Боже! Чувствую приближение Твое!», который был снят к 90-летию со дня рождения Андрея Арсеньевича. Сорежиссером картины выступил Дмитрий Чернецов.

— У любого нормального режиссера работа над фильмом занимает 3—5 лет, — рассказывал Николай Петрович о своем замысле. — Идея должна созреть, потом ее надо воплотить. Этот фильм я вынашивал 62 года — это почти вся моя сознательная жизнь… С того момента как я увидел Тарковского перед собой впервые на киностудии «Мосфильм», когда меня привели пробоваться на «Иваново детство». Мне было 14 лет, ему — 28. При первом общении каким-то таинственным образом этот человек сразу попал в мою душу. Я, мальчик, понял, что передо мной — гений. Дальше жизнь это подтвердила. Андрей Тарковский стал режиссером номер один на планете.

Опора на классику

Имея таких учителей в искусстве, Бурляев никогда не разменивался на мелкотемье. Кроме признанных шедевральными работ у Тарковского, мы особенно любим его роли в картинах «От нечего делать» Сергея Соловьева (одна из четырех новелл альманаха «Семейное счастье» по рассказам Антона Чехова), «Игрок» Алексея Баталова, «Мама вышла замуж», «Отпуск в сентябре», «Чужая жена и муж под кроватью» Виталия Мельникова, «Военно-полевой роман» и «Какая чудная игра» Петра Тодоровского, «Трын-трава» Сергея Никоненко, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера. В фильме «Мастер и Маргарита» Юрия Кары по роману Михаила Булгакова он исполнил непростую и знаковую для себя роль Иешуа Га-Ноцри.

«Мама вышла замуж».

Первой его супругой стала актриса Наталья Варлей, второй — актриса и режиссер Наталья Бондарчук. Их связывают не только талантливые дети, продолжившие творческую династию, но и общие работы. Николай Петрович снялся в фильмах Натальи Бондарчук «Детство Бемби», «Юность Бемби», «Любовь и правда Федора Тютчева», «Гоголь. Ближайший». Его третьей супругой стала актриса Инга Шатова. В этом браке родились двое детей.

В 1987 году как режиссер Бурляев поставил по собственному сценарию фильм «Лермонтов» и исполнил в нем главную роль. В 1991-м на киностудии «Беларусьфильм» снял драму «Все впереди» по роману Василия Белова. Есть на его режиссерском счету и другие художественные и документальные работы.

«Лермонтов».

Свет и сила «Золотого Витязя»

Своим главным детищем Николай Петрович считает Международный форум искусств «Золотой Витязь», который проводится с 1992 года. За три с лишним десятилетия многие белорусские деятели культуры стали его лауреатами. Так, в декабре 2023 года Бурляев вручил высшую награду XXI Международного театрального форума «Золотой Витязь» коллективу Национального академического драматического театра имени М. Горького за спектакль «Идиот» по Достоевскому. Николай Петрович напомнил, что когда-то спектакль «Идиот» сербского режиссера Стево Жигона уже получал приз «Золотой Витязь», главную роль в нем играла его дочь — режиссер нынешнего спектакля Ивана Жигон.

Тогда же мы увидели Бурляева еще в одной ипостаси — театрального артиста: в Минске во Дворце Республики с успехом прошел показ спектакля «12» Центра театра и кино Никиты Михалкова в постановке последнего.

Уверены, этот наделенный множеством талантов человек обязательно станет гостем предстоящего Минского международного кинофестиваля «Лістапад», на котором, в частности, в 2021 году, юбилейном для Бурляева, был показан вне конкурса документальный фильм «Отменивший войну». Также состоялась премьера документальной ленты Антона Николаева «Другим я уже не буду», рассказывающей о самом Николае Петровиче. За это мы его и ценим.
— С 1961 года был я актером академического Театра имени Моссовета, можно сказать, сыном полка, — вспоминал Николай Петрович. — Мне тогда было всего 15 лет. Играл на одной сцене с Мордвиновым, Марецкой, Орловой, Раневской, Пляттом, Ией Саввиной. Очень любил театр, но уже тогда понимал — не разделяю тех убеждений, что это на всю жизнь и надо умереть на подмостках. Меня эта перспектива не устраивала. Были другие планы, я с 13 лет задумал стать режиссером.
pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter