ЕАБР в своем последнем обзоре подвел итоги экономического развития государств — участников банка в 2023-м и представил прогноз основных макроэкономических показателей стран региона на 2024-й и 2025—2026 годы. В частности, его авторы указывают, что, «как и прогнозировали аналитики банка, ВВП Беларуси увеличился на 3,9 процента в 2023-м, а в 2024 году прогнозируемый рост белорусской экономики по базовому сценарию предполагает увеличение ВВП Беларуси на 2 процента, что выше среднего для республики за последние десять лет».
Фото из архива «СБ»
На первый взгляд, достойная оценка результатов системной и целенаправленной работы белорусского Правительства в этот непростой период.
Однако есть нюансы.
Во-первых, утверждение авторов обзора, что итоговый результат прироста ВВП в прошлом году соответствовал их прогнозной оценке, не совсем корректно. В конце 2022-го аналитики банка прогнозировали рост ВВП Беларуси на уровне 0,3 процента и только в сентябре 2023-го скорректировали его до 2,2. Хотя такая «точность» прогнозов сегодня играет на руку белорусскому Правительству и лишь подтверждает прописную истину: искать пророков надо в своем отечестве.
Во-вторых, прогнозируемый экспертами банка рост ВВП в текущем году на уровне 2 процентов значительно ниже индикативных прогнозных показателей развития отечественной экономики на 2024-й, утвержденных Указом № 307 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2024 год», в соответствии с которым запланирован рост национального ВВП на 3,8 процента.
Для достижения важнейших параметров Правительство утвердило Целевой план на 2024-й. В нем сконцентрируют первоочередные задачи по реализации производственных, экспортных и инвестпланов государственными органами. Устанавливаемые в нем задания нацелены на сбалансированный рост экономики без риска спровоцировать макроэкономические шоки при сопутствующем повышении уровня жизни населения.
Можно предположить, что авторы «базового сценария» от ЕАБР исходят, как они сами отмечают, из допущения отсутствия «новых значимых ограничений на прогнозном горизонте». То есть как минимум предполагают, что наше Правительство исчерпало мобилизационный потенциал развития белорусской модели экономики и не может найти новые точки роста, способные сохранить темпы роста предыдущего года. Они также недооценивают влияние на динамику отечественной экономики такого масштабного интеграционного проекта, как Союзное государство, ограничивая совокупный потенциальный годовой рост ВВП Беларуси на 2025—2026 годы в размере 1—1,5 процента.
Следует отметить, что даже такой «пессимистичный» сценарий от ЕАБР на уровне прогнозных оценок в других регионах мира является своеобразным достижением. Как говорится в обзоре, тренд на ослабление экономической активности в мире, в основном в развитых экономиках, не только не завершен, но и имеет предпосылки к усилению. В еврозоне сохранятся слабые темпы экономического роста — около 0,9 процента в 2024-м и 0,5 — в 2023-м. А далее примерно на 1,5 процента в год в 2025—2026 годах. Причем такие страны, как Германия, Франция, Великобритания, в 2024-м продолжат тренд на рецессию без реальных перспектив восстановления своих экономик даже в среднесрочной перспективе. Прирост ВВП США в текущем году прогнозируется на уровне 1 процента. В среднесрочной перспективе темпы роста американской экономики останутся ниже 2 процентов в год. В целом в западных странах в условиях низких темпов экономического роста могут возникнуть проблемы с долговой устойчивостью. А сокращение потребительской и инвестиционной активности приведет уже к затяжной рецессии.
В заключение скажу о существующих и перспективных трендах, способных не только обеспечить выполнение директивных показателей роста белорусской экономики в 2024-м, но и существенно приблизить цель, обозначенную Президентом Беларуси еще в 2018 году, по достижению годового размера национального ВВП уровня 100 миллиардов долларов в эквиваленте.
1 В условиях деглобализации традиционных мирохозяйственных отношений своеобразным драйвером роста для экономик государств — участников альтернативных региональных экономических союзов (БРИКС, ШОС, ЕАЭС, СГ и др.) выступят внутренний спрос, расширение регионального сотрудничества, поиск новых инвестниш в международном разделении труда и наращивание совместных переделов в производстве. Республика Беларусь предпринимает целенаправленные и активные внешнеполитические и экономические шаги по интенсификации своего участия в этих региональных союзах.
2 Государство сохраняет проактивную внешнеторговую и инвестиционную политику. Сформировавшийся в 2021—2023 годах устойчивый тренд на усиление количественной и качественной составляющих интеграции с Россией и рост торгового и инвестиционного сотрудничества с дружественными странами дальней дуги объективно несет значительный потенциал. Со слов посла в Российской Федерации Дмитрия Крутого, на повестке дня уже находится целый ряд новых масштабных инвестпроектов с такими крупными российскими госкорпорациями, как «Росатом», «Северсталь», «Газпром», «Ростех», «НОВАТЭК», и другими.
3 Как собственные, так и совместные с российскими партнерами инвестиционные проекты по импортозамещению и точечному обеспечению технологического суверенитета позволяют не только максимально дозагрузить существующие, но и создать новые производственные мощности, в том числе с их локализацией за рубежом. Речь идет о комбайнах, тракторах, грузовиках, автобусах, фармацевтике и другой востребованной продукции. На основе модернизации, начатой в 2022-м для ввода новых мощностей и их увеличения только на действующих производствах, предусматривается в текущем году завершить около 40 проектов. Таким образом, загрузка и ввод новых мощностей в промышленности обеспечит 30 процентов планируемого прироста экономики.
4 Традиционная экономика Беларуси по-прежнему базируется преимущественно на технологиях IV уклада и относительно мало технологий V и VI укладов. На долю низко- и среднетехнологичных производств приходится примерно 60 процентов добавленной стоимости обрабатывающей промышленности, в то время как доля высокотехнологичных производств — 5,9. В итоге производительность труда по паритету покупательской способности (ППС) в республике существенно ниже, чем в странах-конкурентах. Целенаправленная долговременная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040-го и стартовавший Год качества направлены не только на повышение инновационности отечественной экономики, но и на внедрение современных методик повышения качества и бережливого производства на всех этапах «жизненного цикла» производства, включая качество менеджмента, что также внесет значительный вклад в качественный и количественный рост национальной экономики.
5 Продолжением совместной работы белорусского и российского правительств над Основными направлениями реализации положений Договора о создании Союзного государства и 28 отраслевыми союзными программами на период 2021—2023 годов стал новый пакет интеграционных документов, направленных не только на реализацию конкретных инвестиционных проектов, но и сокращение бюрократических звеньев. В частности, на днях Минпром Беларуси и Минпромторг России подписали план по сотрудничеству в рамках Союзного государства на 2024—2026 годы. В практическое русло перешел вопрос предоставления взаимного недискриминационного участия в федеральных и республиканских программах субсидирования, льготного лизинга, промышленной ипотеки, а также в закупках за счет собственных средств. Уже во второй половине 2024-го Россия и Беларусь намерены утвердить правила подтверждения производства промышленной продукции на территории Союзного государства. После того как документ вступит в силу и под него будет разработана соответствующая нормативная база обеих стран, произведенная на территории Беларуси промпродукция будет считаться российской и наоборот. Ранее, в 2022—2023 годах, стороны подписали четыре важных межправительственных соглашения: о единой промышленной политике, о признании технологических операций на территории Союзного государства, о развитии микроэлектронных технологий, о станкоинструментальной промышленности. Только с финансовой точки зрения профильные белорусские организации и предприятия получат возможность доступа к целевым инвестициям в объеме триллионов российских рублей.
Фото из архива «СБ»
Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик