Как найти баланс между государственным и частным секторами в экономике?

Драйверы роста

Дискутировать, что лучше — государственное или частное, — можно бесконечно. Но здесь нужно учитывать конкретную ситуацию, менталитет населения, вектор развития экономики.

У нас государственный менеджмент показал свою эффективность. В то же время пока еще не полностью раскрыт потенциал предпринимательства, его доля в общей копилке, безусловно, должна быть больше. Мы движемся по пути рыночной экономики. Но огромное внимание уделяется и социальной защите. Как найти баланс между государственным и частным?

Эффект и мораль


Ярослав Романчук, экономист

Частная собственность — это не выдумка экономистов или политиков. Это общественный институт, который внес наибольший вклад в создание современной цивилизации. Право человека на жизнь неотделимо от права частной собственности. Нельзя быть свободным без права владеть землей, недвижимостью, средствами производства и инструментами сбережения. Свобода и собственность — фундаменты для творчества, самореализации и солидарности поколений. Создание фамильного “серебра”, трудовых семейных династий является прямым следствием реализации принципа частной собственности. В стране частных собственников, открытой конкуренции и равенства всех перед законом благополучными являются честные, трудолюбивые, ответственные семьи. То есть первое преимущество частной собственности — справедливость и укрепление института семьи.

Второе преимущество — материальное благополучие. Согласно данным Международного индекса прав собственности 2013 года, который составляют ученые под руководством известного экономиста Эрнандо Де Сото, страны, в которых надежно защищается собственность, существенно богаче. Если 131 страну мира разбить на пять групп по степени надежности защиты прав собственности, то в 20% стран с самой надежной системой защиты среднегодовой доход на душу населения по паритету покупательной способности в период 2007—2011 годов составляет 38,3 тысячи долларов, а в 20% стран с наименьшими гарантиями прав собственности — 5,5 тысячи долларов, то есть почти в 7 раз меньше. Если бы в Беларуси была частная экономика, сегодня ВВП на душу населения в нашей стране был бы, по моему мнению, не 7,4 тысячи, а 15 тысяч долларов. Анализ экономических тенденций более чем 130 стран мира в течение последних 20 лет позволяет сделать четкий вывод: чем надежнее защищаются права частной собственности, тем выше темпы экономического роста. Быстрее растет экономика — больше денег у людей и в бюджете, больше возможностей на рынке труда.

Третье преимущество частной собственности — мощная мотивация использовать высокие технологии, идти в ногу с самыми современными решениями в области производства.
Именно они обеспечивают рост производительности труда. Две трети инвестиций в научные исследования в США и Японии приходится на частные корпорации. Компании этих стран являются мировыми лидерами как по числу патентов, так и по количеству внедренных новых технологий. Отдача от инвестиций в науку и исследования частных компаний в разы больше, чем аналогичные расходы государства. У нас принимается много хороших программ, деньги направляются на различные бизнес-проекты. Но отдача не всегда соответствующая. И эту проблему без развития частной собственности не решить. Я в этом уверен...

Четвертое преимущество частной собственности — гораздо большая точность и эффективность инвестиций. Частный инвестор балансирует два мотива: с одной стороны, он хочет получить максимальную выгоду от своих инвестиций, с другой — он кровно заинтересован в сбережении своих ресурсов. Совсем другая мотивация у распорядителя чужого. Мотив сбережения у него проявляется очень слабо, а мотив получения “общественной пользы” подменяется личной выгодой. У нас соотношение государственной и частной собственности три к одному. Поэтому вопрос о приватизации остается открытым.

Наконец, в странах частной собственности люди щедрее и внимательнее к бедам и проблемам окружающих. В международном индексе благотворительности первые места занимают страны, в которых частный сектор формирует более 70% ВВП. Это значит, что солидарность и взаимовыручка в гораздо большей степени присущи странам миллионов частных собственников, чем государственным корпорациям.

Путеводные линкоры


Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

На достижение высоких социальных стандартов направлены реформы, критерием успешности которых может быть только качество жизни человека, а не количество приватизированных предприятий. Часто Беларусь критикуют за большую долю госсектора в экономике — около 70 процентов. В Западной Европе госсектор в экономике занимает в среднем 40 процентов, хотя в Австрии и Франции и более 70, особенно в стратегически важных отраслях. В то же время, по рейтингам ООН, наша страна занимает 50-е место по индексу человеческого потенциала и 58-е по социальному развитию. Первое место среди стран СНГ. Так что вопрос не только в том, кто владелец.

То, что в Беларуси сохранены и развиваются госпредприятия, большое благо. В непростые для экономики времена был введен институт “золотой акции”, позволяющий обеспечить государственную защиту акционированных предприятий. Поэтому они сейчас, как и свои, белорусские — основа гордости за страну и гарантия стабильности. По объемам экспорта промышленной продукции (70%) Беларусь сравнима с такими развитыми странами, как Канада, Голландия и Дания.

Эксперты постоянно рекомендуют нашей стране снижать долю госсектора и уровень господдержки предприятий. Но это хорошо в абстрактной теории. Конкретность, как показывает мировой опыт,  заключается в том, что в рыночную колею нужно вписываться не спеша. Иначе занесет. Особенно это важно для крупных предприятий, которые, как тяжелые линкоры, несут множество социальных функций и наделены мощной инерцией. В этом их сила и источник проблем. Всегда существует разрыв между новыми задачами и устаревшими структурами управления. Переход к рынку и перестройка хозяйственных отношений требуют обновления и потенциала человеческих ресурсов, прежде всего управленцев. Из мировой практики известно — чтобы появился какой-то сдвиг, критическая масса “рыночников” должна составить не менее 25% управленцев. Но на это нужно время, лет 20—25. Сейчас этот период завершается.

На госпредприятиях сотрудники традиционно чувствуют себя более социально защищенными, чем у частника. Это хорошо для трудовых коллективов, но плохо для некоторой части управленцев. Уповая на постоянную господдержку, те расслабляются и перестают “ловить мышей”. Хотя теория говорит, что 85% успеха предприятия зависит от его менеджмента. Рост числа убыточных предприятий говорит о том, что для менеджмента пока еще не в полной мере созданы условия, когда быть деятельным и эффективным является необходимым. Вот и получается, что предприятие убыточное, а у директора заоблачная зарплата. Хотя более справедливо было бы “наградить” такого управленца волшебным пенделем и отстранить от руководства. В Китае модернизация пошла только после того, как были заменены более 40 процентов управленцев. И тут ничего не поделаешь, новая ситуация требует новых качеств управления и отменного трудолюбия. Главное — находить место предприятия в динамично изменяющейся экосистеме отраслей и регионов. Особенно в промышленной и сельской индустрии. Не зря само слово “индустрия” означало первоначально  именно “трудолюбие”. Сегодня выигрывает не тот, кто большой и умный, а тот, кто быстро меняется. И наибольший рост в тех странах и регионах, где сформирована и востребована интеллектуальная составляющая современной экономики — университеты и центры по оказанию информационных и аналитических услуг. 

Отсюда следует, что обсуждать надо не проблему собственности, а то, насколько предприятие способствует развитию страны и благосостоянию тружеников. Не случайно Президент подчеркивает, что все предприятия нужно рассматривать как народные. И их безубыточная, эффективная работа — железная необходимость. Беларусь — страна северная, бананы на деревьях не висят и нефти маловато. Государство может делить  деньги на развитие, оборону и социалку только из того, что заработано, а не подарено природой. Вкалывать всем и крепко является постоянной и крайней необходимостью.

Госпредприятия составляют каркас нашей экономики, создают почти 80 процентов ВВП и более 60 процентов рабочих мест. Если внимательно посмотреть на то, что делается в мире, то можно отметить, что в таких динамично и успешно развивающихся странах, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд,  доля государственного сектора увеличивается. Чем меньше страна, тем более она зависит от мировых рынков и тем более нуждается в концентрации ресурсов и госуправлении. Вопрос в том, как это эффективно делать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter