Суббота есть суббота
Современный человек, который привык работать по 10—12 часов пять дней в неделю, при этом ежедневно находится под жестким прессингом руководства и атакой информационного поля, не может не уставать. Понятное дело, к концу недели он выжат как лимон и нуждается в перезагрузке. Для большинства наилучший способ снять накопившийся стресс — «принять на грудь холодненькой». Со временем это входит в привычку.— Сколько себя помню, папа всегда отрывался в выходные после тяжелой рабочей недели. У нас в семье это называлось «субботний антистресс», хотя, по сути, пить отец начинал еще в пятницу вечером, продолжал в субботу и опохмелялся в воскресенье в первой половине дня. Потом долго приводил себя в порядок, чтобы к утру понедельника быть «огурцом». И знаете, долгие годы ему это удавалось, — рассказывает минчанка Ирина. — «Субботний антистресс» мог проходить как дома, так и в деревне под шашлычок, на рыбалке или в гостях у друзей. Место значения не имело, потому что неизменным был только один атрибут — выпивка. Маме папа объяснял: «Я, Мариш, так заколебываюсь на службе, что, если не буду расслабляться, скоро откину коньки!» Мама искренне пугалась перспективы остаться вдовой с ребенком на руках, поэтому относилась к отцовским пьянкам по выходным как к священнодействию: так надо — и точка. И нас, детей, так приучила. Папа не пьет, папа снимает стресс.
Но после 50 лет снимать стресс в конце недели отцу уже было мало, требовалось выпить полбутылочки винца за ужином в среду — «тяжелый был день» или опрокинуть пару рюмок коньяка в понедельник перед сном — «тяжеловато вхожу в рабочий ритм». В итоге уже через пару лет его попросили с ответственной должности — за злоупотребления. Сейчас папе 65, он на пенсии и периодически уходит в длительные запои. Причин для этого — тьма: поссорился с женой, у внучки проблемы со здоровьем, обстановка в мире… За все происходящее отец переживает и много пьет. Чтобы забыться.
34-летний Андрей не так давно прошел программу реабилитации для зависимых от алкоголя, после которой вынужден был порвать многолетние отношения с приятелями, которые привыкли однотипно развлекаться по субботам — бары, выпивка, кальян.
— В моем кругу это считалось нормой — суббота есть суббота, она нужна для того, чтобы расслабиться, набраться сил перед стартом новой недели, — рассуждает молодой человек. — Приятели любили повторять: «Пьем не для пьянства, а для вкуса!» Это было лайтово. Проблема в том, что я товарищ увлекающийся. Для кого-то выпивка по выходным так и остается выпивкой по выходным, а я подсел. В невменяемом состоянии с вечера пятницы до утра воскресенья, потом тяжелейшее состояние до понедельника, и уже во вторник требовалось «взбодриться». Учитывая тот факт, что коллеги, родня и друзья периодически проставляли свои дни рождения, свадьбы и крестины, я мог не слезать со стакана семь дней в неделю. Через пять лет такой бурной жизни я сказал себе: хватит. Точнее, первой взмолилась печень, а за ней уже и мозг.
Гимн офисного работника
— Алкоголизм выходного дня — не клиническое состояние. По этой причине многие не относятся к этой проблеме всерьез, считая, что держат ситуацию под контролем и волноваться не о чем, ведь к понедельнику они «снова в строю», — говорит психиатр-нарколог Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии Игорь Юргенс. — Но зачастую это только до поры до времени. Как снятие стресса в выходные при помощи спиртного превращается в алкогольную зависимость? Объясню на простом примере. Представьте, что человек по субботам выпивал в компании бутылку пива и чувствовал себя прекрасно. Но спустя какое-то время одной бутылки для поддержания хорошего настроения ему уже было мало, он стал выпивать две. Затем организм потребовал более высоких градусов спиртного, и вот уже условный Василий со знанием дела наливает в рюмку коньяк или виски — в бокал. И далее по нарастающей. А это уже верный признак того, что болезнь начинает проявляться.Давайте разберемся, когда «снятие стресса по выходным» остается хоть и сомнительной с точки зрения здравого смысла и влияния на здоровье привычкой, а когда это уже симптом алкоголизма. Проблески болезни очевидны, если вам со временем требуется большая доза спиртного для поддержания хорошего настроения и «расслабона», если повышается градус напитков и если у вас отсутствует рвотный рефлекс на большое количество выпитого.
— В нашем обществе принято считать, что чем больше человек способен употребить за один присест спиртного, тем сильнее его организм. Однако это большое заблуждение: на самом деле здоровый организм реагирует на злоупотребление спиртным тошнотой и рвотой. Если эти рефлексы отсутствуют, значит, болезнь начала прогрессировать, — предупреждает Игорь Юргенс.
Специалист напоминает: несмотря на то что с арабского языка алкоголь переводится как «эликсир счастья», который позволяет ненадолго войти в нирвану, снимать стресс таким образом — значит расписаться в наличии у себя серьезных психологических проблем, решать которые нужно более эффективным способом при помощи психотерапевта или нарколога.
КСТАТИ
Алкоголики выходного дня искренне верят, что у них все под контролем: ведь до поры до времени их дозы небольшие, у них не бывает запоев, они продолжают выполнять свои профессиональные обязанности с понедельника по пятницу. Но уж если настроились выпить под конец рабочей недели — их не остановить. Потому что по-другому снимать накопившийся стресс они не умеют. И в этом кроется главная проблема. Если с помощью алкоголя человек хочет изменить свое психическое состояние, это уже группа риска: он привязывает нервную систему к веществу, которое начинает регулировать психические процессы.
lvk@sb.by