На Столбцовщине бывают туристы со всего земного шара.
У колыбели
Дерево пахнет теплом и солнцем: не удерживаюсь, поглаживаю золотистое ошкуренное бревнышко. Деревня Акинчицы, родина Якуба Коласа, встречает гостей хлебом–солью: именно здесь появился на свет маленький Кастусь Мицкевич, которому суждено было стать величайшим достоянием белорусской литературы.
Во дворе усадьбы нас встречают колодец–журавль и «волшебный» камень: наступив на него, нужно загадать желание, которое непременно сбудется, — Акинчицы как любое памятное место обросли собственной мифологией. Директор Государственного литературно–мемориального музея Якуба Коласа Зинаида Комаровская хранит в памяти каждую деталь:
— Кто бывал у нас, те помнят, какие прекрасные экскурсии проводил Георгий Михайлович Мицкевич, внук поэта. Он проработал почти 50 лет, это была его вотчина, приезжаешь — он всегда тут. Жаль, что его уже нет среди нас, очень печально, что юбилей нашего филиала проходит без него. Но жизнь продолжается, Колас писал: «Мяне ў жывых не стане,/ Сыду я ў небыццё,/ Ды вечна будзе ранне,/ I песнi, i жыццё».
Акинчицы встречают гостей хлебом–солью. Гендиректор Национального художественного музея Владимир Прокопцов и директор музея Якуба Коласа Зинаида Комаровская.
Софья Петровна Мицкевич, жена и неизменная спутница Георгия Михайловича, уже много лет возглавляет филиал на Столбцовщине. О Коласе, его родителях, братьях и сестрах она рассказывает с такой любовью, что понимаешь: все эти люди родные ей, и все, что их касается, даже самые их мелкие бытовые дела ее живо волнуют.
— Вот глядите — колыбелька поэта, зыбочка, — Софья Петровна водит нас по хате. — В такой зыбке и укачивала его мама Анна Юрьевна. У Якуба Коласа было 12 родных братьев и сестер, так что эта колыбель часто использовалась. Но качали своих детей белоруски не руками, а ногой, потому что руки нужно было высвободить для работы. Главное занятие наших бабушек — прядение ниток, они делались из льна, овечьей шерсти, конопли и крапивы.
На печи разместились огромные, размером с арбуз, клубки льняных нитей: по сегодняшним музейным меркам — огромная редкость. В большой шкатулке ножницы — те самые, которыми пользовалась мать поэта, опасная бритва, которая служила его отцу Михаилу Казимировичу, металлические щипцы для завивки, подаренные сестрицам Коласа младшим братом отца — дядькой Антосем.
Акинчицы — наверное, самая посещаемая из коласовских усадеб, сюда прибывают со всего света. В книге отзывов теплые записи гостей из Аргентины, Венесуэлы, Индии, Японии, Польши, Финляндии, Швеции. Софья Мицкевич бережно перелистывает страницы:
Софья Мицкевич, заведующая филиалом «Миколаевщина».
— Тут кого только нет — Париж, Москва, Берлин... Шейх Дубая был, попросил меня рассказать мой любимый стих Якуба Коласа. Конечно, я читаю «Мой родны кут». А он аккуратненько записывает его в книгу на арабской «мове». У него уже был готовый перевод.
И в самом деле, видим строки, выведенные затейливой арабской вязью. А туристы из Китая оставили несколько линеек иероглифов: написали в отзыве, как счастливы, что им показали домик, где родился народный поэт Якуб Колас — китайский поэт–философ. Думаете, это они от незнания? Вовсе нет. Просто принимают белорусского классика всей душой.
Родной уголок
Следующая точка нашего путешествия — Альбуть. От Акинчиц начинается художественно–мемориальный комплекс «Путь Коласа», в который входит несколько десятков деревянных скульптур по мотивам произведений поэта, созданных белорусскими художниками резьбы по дереву. Они же встречают нас у музея в Альбути.
Усадьбу в Смольне поэт в последний раз посещал в 1956 году, незадолго до смерти.
— Раньше у входа стоял образ матери, но скульптура эта погибла, — сокрушается Зинаида Комаровская. — Ее хотели покрыть пеной–утеплителем, что–то сделали не так, и фигура просто раскололась. Надеемся, что найдутся спонсоры, с помощью которых мы смогли бы ее восстановить.
Если Акинчицы хранят память о рождении поэта, то Альбуть — его творческая колыбель. Крытые камышом крыши, лес, сосны, огромный раскидистый дуб, который, пожалуй, застал Коласа еще ребенком: таким могучим ветвистым деревьям древние славяне поклонялись, считая их пристанищем бога Велеса. Пчелы, цветы мать–и–мачехи, черничник по обочинам...
— Красота, тут только и мог вырасти поэт, писатель, — прищуривается на солнышко поэт, главный редактор издательства «Мастацкая лiтаратура» Виктор Шнип. — Любой литератор, который попадает в эти места, думает: вот если б я здесь родился!.. По себе скажу: каждый год на день рождения Якуба Коласа, уже в ноябре, когда день короткий, темновато, дожди и холод, приезжаю сюда. И всегда так получается, что выглядывает солнце, как будто Колас с неба нам заказывает погоду.
Альбуть — место действия поэмы «Новая земля», ни у одного поэта нет музея по его произведению, а у Якуба Коласа есть, гордятся музейщики. Лесная усадьба в укромном уголке чудо как хороша, урочище Альбуть входило в состав Несвижской ординации князя Антона Радзивилла, отец будущего классика работал здесь лесным сторожем. Места охотничьи, а в том, что здесь водится разнообразное зверье, частые посетители не раз убеждались лично, пытается припугнуть нас Виктор Шнип:
— Усадьба в лесу, тут и волки, и кабаны могут быть. Когда осенью приезжаешь, идешь по лесу — все разрыто, кабаны ищут коренья, страшновато.
В творчестве Коласа отразилась вся жизнь белорусской деревни.
Может быть, зимой тут и впрямь глухо и хмуро. Но сейчас весело жужжат пчелы, бодро снуют муравьи, гулять — сплошная радость. И очень легко понять, отчего именно в Альбути Якуб Колас написал свое первое стихотворение «Весна» и прочитал его отцу. Чему удивляться — такие вдохновенные места!
Под липой
Смольня — место, где с 1910 года жила семья Якуба Коласа: его мама, братья и сестры, дядька Антось. Эта усадьба больше прочих, с большим двором, с хозяйственными постройками, и потому, наверное, на первый взгляд не вызывает ощущения чего–то сокровенного. Но стоит отойти чуть подальше, вдохнуть душный аромат цветущей калины, выйти на берег Немана — и становится ясно, что и здесь поэту было хорошо, привольно, дышалось светло и работалось. Недаром всю свою жизнь он так любил приезжать в Смольню и с такой достоверностью описал ее в трилогии «На ростанях».
Заложенный здесь мемориальный камень напоминает о том, что 105 лет назад в этой усадьбе встретились два больших поэта — Якуб Колас и Янка Купала. Во время экскурсии расскажут, что именно в Смольне писал Колас «Сымона–музыку» и «Новую землю». Что в последний раз он посещал этот дом в 1956 году, за несколько месяцев до смерти.
Коласовские места по своей красоте и одухотворенности могут посоперничать с Пушкиногорьем. К слову, пушкинский гений накрепко связан с Беларусью: Александр Сергеевич дружил с Адамом Мицкевичем и переводил его стихи, а Якуб Колас перевел на белорусский поэму «Полтава»... Эту связь, как и мощь природы, способствующей пробуждению творческого дара, ясно видит заместитель директора музея–заповедника А.С.Пушкина «Михайловское» Людмила Тихонова и на выражения восторга не скупится:
Заместитель директора пушкинского заповедника Людмила Тихонова: «Якуб Колас — звезда мировой величины».
— Здесь пересекаются природа и поэзия, связь с природой — то сокровенное, что отличает настоящих поэтов. В коласовских усадьбах я в первый раз, но Беларусь и белорусские музеи знаю хорошо. Здесь я очарована, потому что почувствовала близость к нашим усадебным окрестностям. Вообще, красота, гармония природы и поэзии, искренность и чувство родины — это то, что отличает настоящих поэтов. И в этом смысле филиал музея Коласа просто потрясающий. Он искренний, народный, я бы сказала. Сотрудников мало, но в каком порядке все находится, как бережно, любовно хранится! Есть такое понятие «соль земли» — мне кажется, оно именно о таких музеях и о людях, которые в них работают. Это настоящие подвижники музейного дела, и их труд — дело государственной важности. Потому что они прививают любовь к литературе, к слову, к белорусскому языку, который хранит следы нашего общего праславянского языка, и этим дорог и близок. Каждый раз я со слезами на глазах его слушаю. Якуб Колас — звезда мировой величины, но его надо читать по–белорусски, потому что еще не родился переводчик, который мог бы эту поэзию по–настоящему перевести.
А у крыльца усадьбы растет огромная липа, посаженная самим Якубом Коласом. Кряжистый ствол руками не обхватить как ни старайся, но можно погладить склоненные до земли покрытые серым лишайником ветви: хочется верить, что дерево хранит память о поэте, как хранят ее люди.
ovsepyan@sb.by
Фото Сергея ЛОЗЮКА.