На этой неделе часть съемочной группы телеканала «Беларусь 3» переместилась в главную балетную сокровищницу страны, чтобы специально для зрителей записать первую премьерную новинку сезона. Хореографической постановкой «Пер Гюнт» на волшебную музыку Эдварда Грига Большой театр Беларуси открыл во вторник 88-й театральный сезон. Аудитория самого культурного канала страны, в свою очередь, увидит историю романтического поиска идеала, рассказанную хореографом Сергеем Микелем, 27 сентября.
— Идея сразу нашла широкий отклик как со стороны самих театров, так и со стороны зрителей. Это видно в том числе по количеству просмотров записей постановок на нашем ютуб-канале. Особой популярностью, к слову, пользуются балетные спектакли. Их смотрят люди из десятков стран по всему миру.
В месяц съемочная группа «Беларусь 3» снимает, как правило, один драматический спектакль и 3—4 концерта. Отдельный вид искусства — вести прямую трансляцию с места событий.
— В случае прямой трансляции (как, впрочем, и в случае записи) всему процессу предшествует большая техническая подготовка. Обязательно работает одна ПТС — передвижная телевизионная станция, она выезжает на место за 5—6 часов до начала мероприятия. Также дополнительно работает вспомогательная машина. Камер минимум пять, обычно на одну-две больше. И, конечно, ведется большая работа по звуку и свету. Зритель у экрана должен видеть и слышать все то же, что и зритель в партере.
В этом году свои корректировки в планы телевизионщиков внесла коронавирусная пандемия: отменились многие запланированные концерты и спектакли. Но телеканал «Беларусь 3» нашел выход — предложил актерам сыграть на камеру при пустом зале. Так, благодаря акции «Майстры культуры — ветэранам» зрители увидели лучшие отечественные постановки и концертные программы военно-патриотической тематики. В их числе трагикомедия «Дзед» Республиканского театра белорусской драматургии и концертная программа к 75-летию Великой Победы «I памятае свет выратаваны» с участием творческих коллективов Белгосфилармонии.
— Весной планировали отправиться в Витебск, была договоренность с Национальным академическим драматическим театром имени Якуба Коласа, но пандемия помешала нашей работе.
— Во-первых, ориентируемся на премьеры. Например, на этой неделе записали в Большом театре балет «Пер Гюнт». Чуть ранее — мюзикл Вениамина Баснера «Еврейское счастье», поставленный режиссером Михаилом Ковальчиком в музыкальном театре. Во-вторых, мы уважаем мнение зрителей. Бывает, звонят и спрашивают: «А почему вы не показали такой-то спектакль?» Тогда мы изучаем возможности его записи. И в-третьих, для нас важно, чтобы все постановки и концертные программы имели белорусские корни. Например, обыгрывалась бы национальная тема (как в случае, скажем, с балетами «Анастасия» Большого театра Беларуси или мюзиклом «Софья Гольшанская» музыкального театра). К слову, именно по этой причине мы выбрали витебский театр имени Якуба Коласа нашей первой региональной ласточкой. У них великолепный белорусский репертуар: и «Несцерка» Виталия Вольского, и «Сымон-музыка» по поэме Якуба Коласа, и «Дзiкае паляванне караля Стаха» по Владимиру Короткевичу. Надеюсь, всю эту красоту мы скоро все-таки покажем нашим зрителям.
Важный нюанс: прямые трансляции не должны мешать выходу в эфир постоянных и основных проектов канала. Так, например, за все эти годы телевизионщики ни разу не сдвигали время выхода «Калыханкi»: все-таки маленькие зрители привыкли встречаться с любимыми экранными героями в одно и то же время.leonovich@sb.by