Край, где героизм прошлого сочетается с патриотизмом настоящего
Хоровод наследников
Образцовый фольклорный ансамбль «Купалочка» работает на базе детской школы искусств Кличева уже 28 лет: участвует и побеждает в конкурсах — от районных до международных.
— О том, что молодежи это интересно, свидетельствует факт: начинался наш коллектив с 12 участников, а сегодня в нем 50 девочек и мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет, — подчеркивает руководитель «Купалочки», учитель по классу народного творчества ДШИ Наталья Коктыш.
С детьми она разучивает старинные народные песни, собранные в ходе экспедиций по деревням района, занимается обрядово-этнографической работой.
Татьяна Колубай, Дарья Клименкова, Христина Ситник, Катя Лапко и другие девчата не только поют и танцуют, но и участвуют в возрожденном в 2011 году на Кличевщине обряде «Куры». Земляки их так и кличут —«нашы кураняткi».
— Благодаря «Купалочке» культурно развиваемся, пополняем словарный запас: узнали, например, что такое «куцця», «чапяла». Песни, что исполняем, родом из этих мест, а тут много диалектов, — уточняют школьницы.
Обряд «Куры» — единственный детский колядный, сохранившийся в Беларуси — включен в Государственный список историко-культурных ценностей нашей страны. В этом году Наталья Коктыш хочет возродить еще один, пасхальный, который у предков звался «Лука».
Мальчики и девочки из ансамбля одеты в костюмы с традиционной местной вышивкой. Шили их землячки, в числе которых бабушка одной из участниц коллектива.
— Вместе с бабушками, прабабушками уже ушел большой пласт фольклора. Очень важно возродить и сберечь тот богатый материал, что они оставили нам в наследство, — говорит Наталья Коктыш. — Наш район аграрный, мы родились, выросли, живем и работаем на земле и должны чтить, передавать из поколения в поколение свои наречия, традиции.
В репертуаре «Купалочки» около 50 обрядовых песен и танцев. Большинство знакомы Наталье Коктыш с колыбели. Ее дедушка Василий Ляпунов был известным на всю округу гармонистом (от него, к слову, остались две гармони, на которых она сегодня играет), бабушка Мария очень красиво пела, мама Раиса Васильевна создала ансамбль народной песни «Прасница».
Традицию продолжила не только Наталья Коктыш, но и ее дочери. С «Купалочкой» сегодня выступает шестилетняя Глафира, до этого участницей ансамбля была старшая дочь Сюзанна.
Сферу культуры выбрали более десяти юношей и девушек, «выросших» из «Купалочки». Сегодня в ней занимаются дети тех, кто выступал в первом составе ансамбля.
Под золотыми куполами
Матушку Ирину (в миру — Ирину Аркадьевну Андрееву) в Кличевском районе знает каждый. В райцентре в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, настоятелем которой служит ее муж — отец Сергий, она — за руководителя хора, звонаря, псаломщика и просфорника.
К слову, благодаря чете Андреевых церковь в райцентре и появилась. До этого была деревянная, но в 2005 году сгорела. Переехав сюда в 2007‑м с Витебщины, супруги стали восстанавливать храм и приход.
— Первой моей мыслью тогда было: «Я попала в рай!» Так радушно нас местные встретили, — вспоминает Ирина Аркадьевна. — Люди мечтали о храме, потому активно включились в процесс строительства: кирпичи носили, землю рыхлили, цветники разбивали. Деньгами помогли наш кум — предприниматель из Витебска, райисполком, прихожане. Один из местных жителей, для которого работа с деревом — хобби, сделал иконостас, клирос, лестницу, церковный инвентарь, второй кличевлянин — аналой, мебель для воскресной школы, город подарил колокола.
Храм поставили за полтора года — на старом фундаменте. Вместе с Ириной Аркадьевной поднимаемся на звонницу. В колокола — их здесь пять — она звонит так вдохновенно, что душа поет!
— Колокольный звон любила с детства, а слышала его часто — в моем роду семь поколений священнослужителей, — говорит матушка Ирина. — Он и душу врачует, и тело исцеляет. История из жизни: у внука нашей прихожанки очень сильно болели уши. Два года ребенка по врачам возили — ничего не помогало. Отец Сергий предложил кличевлянке прийти с малышом в храм на Пасху. И вот я в праздник звоню в колокола и вижу: бабушка эта, дите к груди прижимая, идет крестным ходом, молится. На следующий день прибегает: «Мы только утром сообразили, что он впервые ночью никого из нас не разбудил — не кричал от боли. Шапочку сняли — а у малыша уже ранки зарубцевались».
За помощью к матушке Ирине — по специальности учителю начальных классов — идут люди разных возрастов. Она всех выслушает, приободрит. Но когда ее кличут матушкой 80‑летние бабушки (она их ласково называет «мои матрешечки»), губы непроизвольно растягиваются в улыбке. На жену священника в привычном представлении обывателя Ирина Аркадьевна непохожа: высокая, статная, модная, в храм приходит в элегантной шляпке.
— К поведению служек в церкви я очень требовательная, но критиковать других им запрещаю. Объясняю, мол, если девушки явились в брюках или без платка, не надо делать им замечание. Главное, что не прошли мимо, а платочек мы дадим, — рассуждает матушка Ирина. — Словом ведь можно как привлечь, так и оттолкнуть.
Помогает во всем Ирина Аркадьевна и мужу — отцу Сергию. Как сама говорит: «Матушка — посох батюшки». Семейную традицию продолжили дети Андреевых. Дочь Валентина тоже стала матушкой, женой священника — в Житковичском районе Гомельской области. Она, как и мама, по специальности педагог, поет в церковном хоре. Сын Аркадий служит дьяконом в кафедральном соборе Бобруйска.
Притяжение земли
В специализирующемся на мясо-молочном направлении УКСП «Совхоз «Доброволец» 478 работников, это одно из самых крупных на Могилевщине сельхозпредприятий. Лучший из механизаторов, которых здесь больше сорока, — Алексей Дятлов.
— За последние одиннадцать лет, что с ним работаю, Алексей Леонидович ни одного слета передовиков не пропустил. Неоднократно его признавали лучшим по профессии в хозяйстве, районе, области, — хвалит работника его начальник, инженер по эксплуатации машинно-тракторного парка Евгений Федоров. — Главные деловые качества Дятлова — трудолюбие и ответственность. К технике относится трепетно, случись какая мелкая поломка — самостоятельно устранит.
Техника в хозяйстве современная, по словам Алексея Дятлова, работать на ней комфортно. Ему есть с чем сравнивать. Землю он пашет без малого 50 лет — в юности ходил в помощниках у отца-комбайнера.
— Любовь к сельскому хозяйству — это у нас семейное. Дед, который прошел войну, в мирное время поднимал народное хозяйство, был трактористом. Сферу АПК выбрали мои брат Александр и сестра Татьяна: он — механизатор, она — главный зоотехник, — перечисляет Дятлов.
Сам он дорос до главного инженера, лет десять заведовал мастерскими. А потом снова попросился в кабину трактора:
— Нравится мне гул техники, запах земли, просторы полей. В «Совхозе «Доброволец» созданы все условия для того, чтобы человек мог работать и зарабатывать.
Агрогородок Ореховка, куда с женой переехал 13 лет назад из Бешенковичского района, Дятлов считает родным:
— Здесь хозяйство выделило нам квартиру. На четырех сотках при доме выращиваем овощи. Желающим иметь свою бульбу «Совхоз «Доброволец» выделяет надел — до 15 соток. Сельчане закупают семенной материал. Технику, чтобы этот участок обработать, предоставляет хозяйство. Я в числе 50 человек, которые воспользовались льготой. Есть и другие бонусы: в посевную и уборочную тружеников обеспечивают двухразовым питанием, с этого года каждый месяц дополнительно к зарплате выдают продуктовый пакет, куда входит несколько килограммов фарша и колбасы.
С землей, где родились пятеро его внуков, Дятлов связывает будущее. 65‑летний тракторист-машинист на пенсию уходить не торопится. Половина его коллег — молодые ребята, с ними передовик и делится своим опытом.
Пережившие войну знают цену миру
В Кличеве в 1942 году построили партизанский аэродром, который первым на оккупированной территории Белоруссии стал принимать самолеты с «большой земли». Фашисты с этим смириться не могли. Чтобы уничтожить партизан и мирное население, помогавшее народным мстителям, предприняли пять мощных блокад. В результате карательных акций уничтожили 81 деревню: сожгли более трех тысяч домов, около четырех тысяч жителей района расстреляли, вывезли в немецкое рабство.
— Это наша семья Силиных, — протягивает пожелтевшее фото уроженка деревни Уболотье Франя Матюшонок. — Я стою на табурете, рядом — старшая сестра Каролина, брат Франц, младшие — Станислав и Станислава. Пятеро нас было у родителей. Снимок сделан в июне 1933 года. Что он сохранился — чудо, у нас ведь оккупанты все попалили.
Уболотье, в котором на начало войны было 50 домов, около 170 жителей, лесопильный завод, общежитие, контора, почта, клуб, конюшня, фашисты и полицаи сжигали четырежды: в апреле и ноябре 1943 года, марте и мае 1944‑го.
— Когда началась война, я окончила всего четыре класса, — вспоминает 96‑летняя Франя Михайловна. — Помню, как собрались посреди села женщины лен мять, а тут немецкие самолеты налетели, огонь открыли. Кто до леса успел добежать, тот спасся. От регулярных авиабомбежек мы укрывались в землянках, в родные хаты возвращались только на ночь. Лес нас и кормил. Колхозные поля были изранены снарядами. Бочку пшеницы, что отец закопал неподалеку от избы, разбомбили тоже. Глядя на пропавшее зерно, мы плакали.
Отец Франи Михайловны был связным партизан, проводил их через болота: местность тут такая — кругом опасная трясина. Ее будущая свекровь Аделия Матюшонок, рискуя жизнью, принимала у себя ребят из партизанского отряда Шестакова: кормила, лечила раненых. Сосед Силиных — Митрофан Сай — укрывал народных мстителей из партизанского полка Игната Изоха.
— Однажды нагрянули фашисты, убили хлопчика, что гостил у Митрофана, а сельчанам пригрозили, дескать, будете помогать «лесным людям» — уничтожим всех подчистую. Несколько хат сожгли... В гумне застрелили подростка Мишу Беляцкого. Его вся округа любила — красивый умный паренек, любого мог рассмешить... Молодого учителя, фамилию которого не помню, изверги нашли прятавшимся под мостом. Тоже убили. Под обстрел попала моя одноклассница — 13‑летняя Валя Манкевич, — воспоминания даются Фране Михайловне нелегко. — У 25 односельчан изверги отняли жизнь. Мы уцелели потому, что схоронились в лесах и болотах.
После войны люди отстроили наполовину сожженное село, Франя Михайловна отучилась на бухгалтера, работала в местном хозяйстве, вышла замуж, родила двоих детей.
— Как человек, переживший войну, своим землякам, всем белорусам желаю мирного неба над головой, — говорит пенсионерка. — И чтобы доброта никогда не выходила из моды. Именно она и спасет мир.
Хозяйка села
На агрогородок Ореховка семь лет назад сменила Бобруйск Ольга Калинина, муж которой трудится в УКСП «Совхоз «Доброволец» прорабом в строительной бригаде.
— Я себя никогда в деревне не видела, — признается 31‑летняя Ольга. — Поскольку мне с детства нравились физика и математика, окончила БНТУ по специальности «инженер машиностроения», затем — магистратуру БГУ. Преподавала в механико-технологическом колледже Бобруйска гидравлику, техническую механику и еще три «сложные дисциплины». Но Женя, с которым случайно познакомилась в городе и который через полтора месяца сделал мне предложение, сказал сразу: «Жить будем в деревне».
В коттедже, который молодой семье выделило хозяйство, красиво и уютно. Евгений сам сделал ремонт в мансарде, теперь там бильярдная. Первый год после переезда Ольга ездила на работу в Бобруйск, потом устроилась начальником почтового отделения в Ореховке. А после рождения дочурки стала индивидуальным предпринимателем.
Ольга Калинина.
— В Кличеве на тот момент не было детских аттракционов. У меня подрастал ребенок, вот и решила занять свободную нишу. Купила аппарат для попкорна, надувную горку, впоследствии батуты, лабиринты, — рассказывает молодая мама.
Аттракционы работают в теплое время года, поэтому Ольга Калинина, как только дочка немного подросла, занялась еще и составлением композиций из воздушных шаров. Их у нее заказывают на выпускные вечера, дни рождения, свадьбы.
Активные и позитивные Калинины участвуют в творческих, патриотических проектах. В минувшем году стали победителями областного этапа сельскохозяйственного молодежного конкурса «Властелин села», в республике заняли третье место.
— Мама с папой дрова рубили, лошадь запрягали, воду носили, драники пекли, кукол пеленали, — подсказывает четырехлетняя Анжелика. — Было весело!
У семьи приличное хозяйство: свиньи, кролики, куры. Евгений заложил плодовый сад.
В том, что стала сельчанкой, Ольга не разочаровалась:
— Мы много путешествуем по стране. Но мне всегда приятно возвращаться сюда — в Ореховку. Тут мой дом.