30 ИЮЛЯ 1944 ГОДА
В опубликованной на первой полосе «СБ» оперативной сводке Совинформбюро сказано:
«Войска 1‑го БЕЛОРУССКОГО фронта, в результате умелого обходного маневра и атаки с фронта, сегодня 28 июля, овладели областным центром Белоруссии городом и крепостью БРЕСТ (БРЕСТ-ЛИТОВСК) — оперативно важным железнодорожным узлом и мощным укрепленным районом обороны немцев на Варшавском направлении».
На этой же полосе размещен приказ Сталина, в котором он благодарит командующего 1‑м Белорусским фронтом Рокоссовского и вверенные ему войска. Завершается приказ сообщением о том, что 28 июля в 23.00 Москва от имени Родины салютовала воинам, освободившим Брест, двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий.
На второй полосе «СБ» размещена статья с говорящим названием «Так был взят Брест». Приводим наиболее интересные фрагменты:
«Здесь враг начинал свой поход на Советскую страну. Здесь на рассвете в воскресенье 22 июня 1941 года немецкие дивизии переправились через Западный Буг, через священную границу нашей родины. Здесь же они получили первый предметный урок. Свыше двух недель защитники Бреста успешно отбивались от значительно более сильного, вооруженного до зубов противника. Теперь наши воины снова в Бресте. Вдоль берега Западного Буга валяются искромсанные трупы тех, кто осмелился перейти эту реку, осквернить советскую землю. Красное знамя снова реет над Брестской крепостью. /.../
За несколько дней боев немецкие дивизии юго-западнее Слонима были перемолоты. Наши части стремительно продвигались и вдоль шоссе на Пружаны и к Беловежскому заповеднику. Гитлеровское командование спешно подбрасывало в этот район все новые части. Наш танковый бронированный кулак рассекал наспех сооруженные врагом промежуточные рубежи. В образовавшиеся бреши лавиной устремлялись наша конница и мотопехота. /.../ Местность представляла большие удобства для обороны. В центре у немцев был сильный рубеж по реке Ясельде, справа наступающим нужно было преодолеть лесной массив Беловежья, слева им преграждали путь болота Полесья. /.../ Немцы упорно держались, пытаясь сохранить пути отхода для своей застрявшей в Пинских болотах группировки. Но наши части спустились круто на юг и перерезали шоссе Кобрин — Брест, Положение немцев стало критическим. Вражеская группировка здесь была рассечена надвое. У немецких частей в районе Кобрина осталась только одна дорога — на Влодаву. Но и она была перерезана. Настали решающие дни борьбы за Брест. Несмотря на все усилия, врагу не удалось удержать в своих руках этот город-крепость на Варшавском направлении.
28 июля войска 1‑го Белорусского фронта предприняли решительный штурм Бреста и овладели им».
31 ИЮЛЯ 1944 ГОДА
Гвоздем первой полосы, безусловно, является сообщение о награждении Иосифа Сталина орденом «Победа»:
«С величайшей радостью встретил советский народ весть о награждении Маршала Советского Союза товарища СТАЛИНА орденом «ПОБЕДА».
Слава великому полководцу — организатору и вдохновителю побед Красной Армии. Слава маршалам и генералам сталинской школы военного искусства».
К слову, Сталин был не первым, кто получил этот высший орден СССР. До него отличились маршалы Георгий Жуков и Александр Василевский. Всего кавалерами ордена «Победа» стали 11 советских военачальников (Г. К. Жуков, А. М. Василевский и И. В. Сталин — дважды). Свой второй орден «Победа» Иосиф Виссарионович получит 26 июня 1945 года за победу над Германией. А на следующий день маршал Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР получит высшее воинское звание — Генералиссимус Советского Союза.
Остается добавить, что высший военный орден СССР «Победа» — самый дорогой орден в мире. Он состоит из нескольких частей, но в основном выполнен из платины, общий вес которой около 80 граммов! Для изготовления также использовались бриллианты (около 170 штук общим весом 15 карат). После смерти обладателя награда возвращалась государству, так как являлась (и является) национальным достоянием.
На первой полосе «СБ» публикуются также указы Верховного Совета СССР о награждении второй медалью «Золотая Звезда» Георгия Жукова, Александра Василевского и Ивана Черняховского.
Оперативная сводка Совинформбюро, традиционно публикуемая на первой полосе газеты, в номере за 31 июля 1944 года «переехала» на вторую:
«От Советского Информбюро. Из оперативной сводки за 30 июля.
В течение 30 июля западнее и юго-западнее города Псков наши войска с боями продвигались вперед и заняли более 100 населенных пунктов, среди которых крупные населенные пункты Видовичи, Лисички, Сенно, Ирбоска (Изборск), Петрова, Лыэпна, Балви и железнодорожные станции Ирбоска, Бея, Виксна, Балви...
Западнее города Брест наши войска, продолжая наступление, с боями заняли более 200 населенных пунктов, среди которых крупные населенные пункты Янув Подляски, Борсуки, Константинов, Мариамполь, Воргуле, Мане, Луковиско, Войнув, Прушин и железнодорожные станции Янув Подляски, Константынув, Мариамполь, Морды.
Наши войска завершили ликвидацию окруженной группировки противника западнее города Брест. Ввиду сопротивления, большая часть окруженных немецко-фашистских частей уничтожена нашими войсками. Противник оставил на поле боя более 15.000 трупов своих солдат и офицеров. Остатки разгромленных частей противника общей численностью свыше 2.000 солдат и офицеров сдались в плен нашим войскам. По предварительным данным, наши войска захватили следующие трофеи: танков — 32, самоходных орудий — 19, орудий разных калибров — 112, минометов — 133, пулеметов — 306, автомашин — 4.000, тракторов и тягачей — 50, повозок с грузами военного имущества 2.000, лошадей — 8.000».
Завершается номер более чем мирными материалами об открытии в Минске трех бань («Работают три бани») и выездных концертах артистов столичной филармонии («Концертные бригады»). Начнем с бань:
«Город Минск до немецкой оккупации имел 7 благоустроенных бань. Одну из них, на Ляховке, немцы сожгли до основания; от нее остались только развалины. Остальные бани сильно пострадали. После освобождения Минска были приняты меры для быстрейшего восстановления бань. Три уже сданы в эксплуатацию и пропускают в день свыше 2.000 человек. После ремонта смогут быть использованы еще две бани. Одна из них требует капитального ремонта».
К слову, в 1948 году в Минске уже функционировали 5 бань на 645 помывочных мест. Это было категорически мало, ведь в столице БССР после войны проживало 50 тысяч человек (до войны было почти 250 тысяч). Даже невзирая на то что минчан стало в пять раз меньше, до конца 1940‑х помыться в Минске было проблематично: бани были перегружены и часто люди стояли в очередях по нескольку дней.
* * *
После душа в бане душа обычно просит продолжения праздника. Столица БССР, едва стряхнув с себя гитлеровскую грязь, уже радует минчан и гостей культурной программой:«Минск тепло встречает советских артистов. Филармония направила в Минск свою бригаду из 9 артистов. С 15 по 23 июля бригада артистов Белоруской государственной филармонии организовала 15 концертов в партизанских отрядах и воинских частях.
Сейчас две бригады филармонии направляются в освобожденные города и районные центры Белоруссии для художественного обслуживания населения. Одна бригада остается в Минске для организации шефских концертов. Значительно пополнился ансамбль народных инструментов Белорусской филармонии. Принята на работу группа цимбалистов в составе 14 человек».
usachev@sb.by