Всего неделя прошла с момента освобождения столицы БССР, а работы по восстановлению Минска уже вовсю кипят. Приводим фрагмент статьи «Минск сегодня», в которой на вопросы корреспондента отвечает председатель Минского горсовета Н. И. Бударин:
«Тысячи жителей освобожденного Минска вышли на работы по очистке города. Уже убран и вывезен мусор, улицы и дворы приведены в соответствующий вид. Произведен учет населения, оставшегося после трехлетнего хозяйничания немецких бандитов. Парикмахерские, бани, мастерские, столовые, магазины приступили к нормальной работе. Больных принимают поликлиники, амбулатории, больницы. Пущен в эксплуатацию хлебозавод. Вступили в строй табачная фабрика, дрожжевой и пивоваренный заводы, а также другие предприятия. Немецкие бандиты оставили население Минска без воды. За эти дни восстановлено водопроводное хозяйство города и все районы получили воду. На телефонной станции установлен коммутатор и включены первые сто абонентов. Кипит работа в городской типографии. Здесь печатаются лозунги, плакаты, сводки Совинформбюро».
«Люисвильская (штат Кентукки) газета «Курьер Джорнэл» отмечает необычайную быстроту наступления Красной Армии и подчеркивает, что оно развертывается вдвое быстрее, чем германский «блиц‑криг» в Польше и Франции. «Красная Армия, — пишет газета, — совершает подвиги, достойные Геркулеса, и быстрота её нынешнего наступления — это рекорд молниеносной войны».
Минчане на разборке развалин по улице Советской (ныне проспект Независимости), 1944 год.
Через десять дней, 21 июля 1944 года, президент США Рузвельт напишет Сталину: «Стремительность наступления Ваших войск изумительна». Уинстон Черчилль в то же время назвал события в Белоруссии «победами огромной важности». И хотя до окончательной победы еще оставалось девять с половиной месяцев, было ясно, что именно в Белоруссии Красная армия сломила хребет вермахту. Сталин, довольный ходом операции Белорусской наступательной операции, сказал: «Рокоссовский — мой Багратион».
Показателен еще материал из рубрики «Международная информация» — «Гитлер перенес свою ставку в глубь Германии»:
«Ввиду угрожаемого положения на Востоке главная ставка Гитлера, находившаяся в городе Летцен в Восточной Пруссии, перенесена в глубь страны. Главная ставка армии, находившаяся в Растенбурге, и главная ставка авиации, находившаяся в городе Роминтерн, будут тоже переведены на запад».
usachev@sb.by