В 2023 году предприятия страны посетили более 200 тысяч человек — в Беларуси активно развивают промтуризм

Добро пожаловать в цех

В Беларуси развитию промышленного туризма уделяется большое внимание на государственном уровне. Сегодня в стране более 130 предприятий и организаций комплексно подходят к продвижению этого направления — на них разработаны и утверждены маршруты. К примеру, участники экскурсий могут прокатиться на тракторе, узнать, как производят сладости, и посидеть за рулем самого большого автомобиля в мире. В прошлом году предприятия страны посетили более 200 тысяч человек — это на треть больше, чем годом ранее. Узнали, какое будущее у этого направления.


В 2023-м в стране была введена единая классификация видов туризма — всего их 13. Каждый месяц года посвящают одному направлению. Так, например, март объявлен месяцем промышленного туризма, апрель — делового, май — агротуризма. Стратегия развития индустрии разработана до 2035 года.

— Одно из самых значимых направлений — промышленный туризм. Нам удалось сохранить его потенциал с советских времен. Все бренды и ведущие предприятия работают до сих пор, и мы этим гордимся. Однако мир не стоит на месте, конкуренция растет, это требует новых шагов, — заявил на международном семинаре «Промышленный туризм как бренд и стратегия» заместитель министра спорта и туризма Олег Андрейчик. — У людей изменилось отношение к экскурсиям на производства. Если раньше они носили профориентационный характер, то сейчас практически все объекты предлагают принять участие в мастер-классах, посетить музеи и дегустационные залы, приложить руку к созданию популярных товаров.


В нашей стране создана рабочая группа по промышленному туризму, которая входит в состав Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров, подчеркнул заместитель министра:

— Кроме того, реализуется дорожная карта по развитию промтуризма. С 1 января 2023 года вступил в силу новый закон о туризме. В частности, он дает право именно работникам промпредприятий заниматься экскурсионной деятельностью без аттестации.

По его словам, промышленный туризм в стране развивается интенсивно. Так, сегодня более 130 предприятий и организаций продвигают это направление. Они имеют определенную базу, наработки и мотивацию развивать промтуризм.


— В прошлом году объекты промышленного туризма посетили более 200 тысяч человек, что на треть больше, если сравнивать с 2022-м.
Приятно, что наши предприятия посещают не только белорусы, но и туристы из других стран. В частности, в прошлом году Беларусь посетили свыше 5 миллионов туристов из России.
Мы видим, что им интересны жизнь, технологии, продукция наших предприятий, — отметил Олег Андрейчик.

Он также напомнил, что в прошлом году услуги промышленного туризма оказывали 12 холдингов и самостоятельных организаций системы Министерства промышленности:

— Например, в прошлом году предприятия концерна «Белгоспищепром» приняли 42 тысячи человек, а полученный доход от этой деятельности составил более миллиона рублей.

Помимо промышленного туризма, белорусские предприятия активно развивают и профориентационный туризм. Налажено взаимодействие с республиканскими и региональными учреждениями образования страны. Предприятия стратегически смотрят вперед, тем самым готовя будущие кадры.


— Если говорить о статистике посещения объектов промышленного туризма, то около 70 процентов — это учащиеся школ. Экскурсии дают ребятам возможность посмотреть на производство и производственные процессы. Такая практика способствует эффективной профориентации, — подчеркнул замминистра.

— Промтуризм на Минском тракторном заводе начал развиваться в 2017 году с одной экскурсии в день. Сейчас мы работаем с понедельника по субботу четыре раза в день. В прошлом году МТЗ посетили более 15 тысяч человек, — рассказал во время семинара ведущий специалист по промышленному туризму ОАО «МТЗ» Сергей Сидорович. — Мы на этом не останавливаемся, будем развивать промышленный туризм и дальше. Есть планы по выходу за пределы завода, но для этого нужно получить аттестацию. Кроме того, для нас промтуризм — это бренд, имидж нашего предприятия, а также профориентация. Мы знакомим детей с будущими профессиями, показываем, что сегодня собой представляют современные действующие предприятия и производства.

Одно из перспективных направлений развития промышленного туризма — создание совместных проектов в области подготовки кадров и организации трансграничных маршрутов, поделился планами Олег Андрейчик:

— Мы видим желание субъектов Российской Федерации сотрудничать с нашими регионами по выстраиванию цепочки туристических маршрутов. Кроме того, перспективным направлением может стать разработка стратегии по унификации законодательства в сфере туризма, которая позволит осуществлять эту деятельность на территории двух стран. Над этим мы сейчас работаем. Возможно, это и будет трендом будущего развития промышленного туризма.

semenkova@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter