Гигантский потенциал
Первопроходцем среди машиностроительных предприятий, которые открыли двери для туристов, стал БЕЛАЗ. С 15 июля 2015 года тут начали реализовывать проект промышленного туризма «БЕЛАЗ — бренд Беларуси». И он довольно быстро набрал обороты и стал востребованным. В стандартную экскурсионную программу входят посещение музея промышленной славы, обзорная экскурсия по территории завода, посещение сборочного цеха и выставочной площадки с карьерной техникой. Тут, кстати, можно встретить рекордсмена — 450-тонного гиганта. Это самый большой самосвал в мире. С каждым годом количество желающих попасть в мир огромных машин и увидеть сборку этих гигантов возрастает.— Места постоянной прописки наших самосвалов, карьеры, — это закрытая территория. Неудивительно, что особый восторг у гостей предприятия вызывает посещение выставки образцов выпускаемой техники от малышей до великанов. Воспользоваться уникальным предложением и увидеть эту чудо-технику можно только при посещении Белорусского автозавода, — подчеркнули на БЕЛАЗе.
С выгодой для страны
Отметим, в стране проводится системная работа по развитию промышленного туризма. Разработана соответствующая нормативно-правовая база. В настоящее время реализуется комплекс мер по развитию промышленного туризма на 2021–2022 годы, отметил заместитель министра промышленности Дмитрий Харитончик:— Промышленный туризм в стране развивается по нескольким направлениям. Первое — это познавательный туризм. Речь идет о знакомстве с историей предприятий, продукцией, производством. Второе направление — деловой, корпоративный туризм: проведение выставочных и экскурсионных мероприятий для потенциальных и активных деловых партнеров.
К слову, промышленный туризм — это не только получение дохода, но и продвижение предприятий, брендов, продукции. Важна и профориентация. Важно показать, что современные предприятия — это роботизированные производства с достойными условиями труда. Для этого учащихся знакомят с работой конструкторских служб, служб маркетинга и рекламы, производственных цехов предприятий.
— Наиболее успешно промышленный туризм развивается на предприятиях, занимающихся выпуском конечной продукции, — продолжает замминистра. — Значительных результатов в развитии данного направления достигли такие предприятия, как БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш», «Камволь». В то же время проводится активная работа по развитию туристической деятельности на «БЕЛДЖИ», БМЗ, «АМКОДОРе» и других имеющих значительный потенциал в развитии этого направления производствах. На всех заводах и фабриках в настоящее время уже разработаны туристические маршруты, организовано взаимодействие с республиканскими и региональными туристическими агентствами, активно ведется работа со средствами массовой информации, высшими и средними учебными заведениями, развивается производство сувенирной и рекламной продукции, организовано транспортное и необходимое материальное обеспечение туристической деятельности. Созданы либо находятся в стадии разработки 3D-туры, имеется возможность лично прокатиться за рулем карьерного самосвала БЕЛАЗ, там же внедрена услуга проезда на динамическом тренажере БЕЛАЗ для индивидуальных групп. На МАЗе предлагают провести тест-драйв различной автотехники, в том числе спортивных автомобилей МАЗ-СПОРТавто. Для профориентационной работы, привлечения в отрасль мотивированной молодежи, реализации перспективной молодежной кадровой политики еженедельно наши предприятия посещают организованные группы учеников выпускных классов из различных регионов Беларуси. Налажено тесное взаимодействие с ведущими столичными и региональными вузами республики. Культурно-патриотические акции «Каникулы вместе с БЕЛАЗом!» и «Каникулы с МАЗом» носят регулярный характер и пользуются заслуженной популярностью у молодых людей. Производственные экскурсии для молодых специалистов отрасли, работников предприятий и их детей призваны популяризировать профессию машиностроителя и способствовать развитию корпоративной культуры. Как итог, наблюдается устойчивый рост количества проведенных экскурсионных мероприятий и численности туристов, посетивших предприятия промышленности.
Турфирмам на заметку
Кстати, для выработки единых подходов по заказу Национального агентства по туризму сотрудниками МТЗ разработаны Методические рекомендации по подготовке и проведению экскурсий на предприятиях и промышленных объектах. Регулярно проводятся выездные обучающие семинары для специалистов туристической отрасли.— Данные мероприятия призваны систематизировать работу по развитию промышленного туризма на тех предприятиях, где она уже организована, и значительно облегчить организационную работу по данному направлению в организациях, которые в настоящее время только начали активно развивать промышленный туризм, — считает Дмитрий Харитончик. — Для задействования возможностей всего туристического потенциала республики и популяризации промышленного туризма предприятия БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш» традиционно участвуют в проводимых туристических выставочно-ярмарочных мероприятиях. Ряд ведущих туроператоров республики включили посещение флагманов белорусской промышленности в республиканские туристические маршруты.
Сегодня основной туристический поток на белорусские предприятия приходится на Россию, страны СНГ, Китай и ОАЭ.
— Можно с уверенностью сделать вывод о том, что системно организованная работа по развитию промышленного туризма в Беларуси дает свои положительные результаты как в коммерческом плане, так и в имиджевом, — заверил замминистра промышленности. — Данное направление, показав свою высокую эффективность, будет и дальше развиваться на предприятиях-лидерах, задавая хороший темп своим коллегам, несмотря ни на какие кризисы и разного рода ограничения, связанные с современной экономической и геополитической ситуацией в мире и регионе.
sichevich@sb.by