Сейчас многие процессы в мире зависят от чистой политики. Нередко вопросы экономического развития отходят на второй план. По крайней мере, это справедливо для мировых экономических центров.
А многие из существующих экономических моделей, которые используются для прогнозов, основаны на том тезисе, что поведение экономических агентов прагматично и рационально. Но сейчас об этом говорить не приходится. Поэтому нет возможности проанализировать данные и какие-то векторы развития просчитать. Политические «шумы» являются самыми непредсказуемыми для экономики. И сейчас этих рисков слишком много — и уже реализованных, и потенциальных.
Уже происходит фрагментация и регионализация мировой экономики. Другой вопрос, насколько далеко эти процессы зайдут. В самом худшем и драматичном сценарии произойдет разделение на несколько замкнутых экономических блоков, каждый из которых будет развиваться самостоятельно, снижая до минимума взаимодействие по внешнему контуру. Правда, не исключено, что международные связи трансформируются, но безусловного разрыва не произойдет.
В конце концов, кроме политиков со своими амбициями, есть еще интересы бизнеса. И они сегодня, мягко говоря, не всегда учитываются при принятии тех или иных принципиальных решений. Между тем политика и экономика неразрывны. Хотя в какие-то краткосрочные периоды и создается впечатление, что эти две сферы могут существовать автономно. Но даже в среднесрочной парадигме они взаимозависимы. Поэтому нельзя исключать давление и лоббирование коммерческим сектором в той же Европе своих интересов, которые предполагают сотрудничество.
Но пока логично исходить из тезиса, что логистические и производственные цепочки не восстановятся. Все надеются на лучшее, но готовятся к худшему: каждый регион выстраивает собственную, фактически параллельную существующей инфраструктуру — транспортную, логистическую, научно-исследовательскую, производственную. В эти проекты вкладываются десятки миллиардов долларов. И очевидно, что эти инвестиции каким-то образом необходимо окупать.
Правда, полностью замкнуться на себе региональные экономики не смогут. По крайней мере, в ближайшее время. Хотя к этому стремятся. У каждого макрорегиона есть свои преимущества и недостатки.
И тот же европейский бизнес сегодня активно ищет пути выхода из кризиса, пути налаживания сотрудничества с коллегами из других, даже подсанкционных стран, чтобы снизить свои издержки. Поиски ведутся как на политическом, так и на корпоративном уровне.
Поэтому полного разрыва деловых отношений не произойдет. Другой вопрос, что они будут по-новому формироваться и формализовываться исходя из текущих реалий. По большому счету этот процесс происходит уже сейчас. Другой вопрос, что он пока не очень активный. Геополитическая ситуация слишком изменчива, чтобы под нее формировать новые инвестиционные, финансовые, логистические и производственные цепочки. По крайней мере, между регионами, отношения между которыми сегодня сложно назвать дружественными. Но когда международная обстановка стабилизируется на каком-то уровне, бизнес будет искать пути повышения эффективности своей деятельности через взаимодействие с коллегами. Рано или поздно это, несомненно, произойдет.
volckov@sb.by