Мир намного разнообразнее и ярче, чем он представлен на торговых полках конкретного национального рынка. На планете десятки и сотни компаний, которые выпускают копировальные аппараты и различные принтеры, тысячи тех, которые производят шоколадные батончики, разные напитки, одежду, обувь, косметику и множество других товаров. Их продукция ничем не хуже (а иной раз и лучше), чем у так называемых мировых лидеров. Но она более скромно представлена на рынке (в том числе и родном), так как монстры транснационального бизнеса на корню забивают конкурентов не только в развивающихся странах, но и на рынках в развитых государствах.Международный бизнес уже давно пустил бы этих конкурентов в «расход», чтобы не мешались под ногами. Но при всей своеобразности западной модели экономики антимонопольное законодательство там еще действует. И иной раз больно щиплет динозавров, заставляя их хотя бы формально соблюдать правила приличия. Ну и у политиков какой-никакой, но есть легитимный инструмент влиять на крупный капитал, который приобрел слишком мощную силу. Поэтому производителям второй и третьей волны еще дают дышать. Правда, особенно поднять голову не позволяют. Если у какого-то производителя хватает наглости и амбиций замахнуться на долю рынка больше, чем несчастные несколько процентов, монополисты (де-факто, хотя де-юре все выглядит более благопристойно) маркетинговым напалмом выжигают опасность. И на родине, и на чужих рынках.
Для конкурентов транснациональных корпораций их уход с того же российского рынка или снижение маркетинговой активности — ключевое конкурентное преимущество, является просто глотком воздуха в душной атмосфере современного дарвиновского капитализма. И если для мировых корпораций рынок СНГ считается перспективным, но в моменте составляет несколько процентных пунктов от совокупных оборотов, то для компаний второго эшелона даже доля белорусского и российского рынков может стать стратегической. И сегодня они начинают проявлять активность на нашем направлении. Более того, и белорусские импортеры, лишившись поставок привычных брендов, ищут им замену. Да, на все требуется время. И для проведения переговоров, и для оценки возможностей друг друга, выстраивания логистики, схемы расчетов… Но точки соприкосновения найдутся. Благо есть обоюдный интерес. Тем более что в Беларуси осталось немало дистрибьюторов, которых «бросили» иностранные партнеры. И в их штате трудятся неплохие специалисты, которые торговать умеют. И они будут бороться за свое выживание и искать новых поставщиков. Кстати, компании средних размеров из ЕС и США готовы работать с Беларусью и Россией. Да, есть риски санкций и других неприятностей. Но в отличие от крупных игроков у среднего бизнеса выгоды от контрактов с нашими странами превышают риски.
Утверждение о переменах, которые не только формируют вызовы, но и открывают новые возможности, стало уже избитым и замыленным. И настолько штампованным, что теряет динамику. Да, сложившаяся своеобразная ситуация в экономике открывает окно возможностей. Но это не значит, что створки навсегда распахнуты. Всему есть срок. Не стоит наивно думать, что окна потребительского рынка вечно будут стоять на проветривании. Они достаточно быстро могут наполниться свежими товарами, услугами. И конкуренция на самом деле после потери жгучего интереса у крупных производителей к нашим странам может не снизиться, а увеличиться. На смену двум-трем мировым игрокам в каждом продуктовом сегменте придет десяток (а то и больше) средних производителей. И каждый из них с амбицией стать первым среди равных. Очень бы хотелось, чтобы на олимпе потребительского рынка закрепились именно наши производители. Как бы сложно это ни казалось сейчас. Следующее окно возможностей может открыться не очень скоро. Надо пользоваться моментом. Поднапрячься, возможно, рискнуть и потом почивать на лаврах лидеров своего рынка.
volchkov@sb.by