Самарский академический театр «Шостакович Опера Балет» представил оперу Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» на сцене Большого театра Беларуси. 14 декабря спектакль, уже имеющий престижную профессиональную премию «Онегин», прошел в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума.
Самарской постановке, строго выдержанной в рамках либретто, фарса добавляют и костюмы.
Что же до мировой премьеры оперы «Любовь к трем апельсинам», то она состоялась больше века назад, в 1921 году. Тогда впервые создателем либретто, композитором, а также дирижером и сценографом выступил один человек — сам маэстро Сергей Прокофьев. Он говорил, что «хотел написать сочинение, которое было бы создано как для глаз, так и для ушей». И отвергая мысли критиков о том, что под кожурой сочных фруктов виртуозно спрятан сарказм, вдоволь посмеялся над людьми без чувства юмора, но прежде всего над самодовольными чиновниками и «королями».
Таким образом «Три апельсина» стали первой русской комической оперой, увидевшей свет рампы после Октябрьской революции. Самарской постановке, строго выдержанной в рамках либретто, фарса добавляют и костюмы — яркие, «оптимистичные», сделанные в основном в духе Малевича и его супрематических изысканий.
Юмористическую сторону спектакля отмечает и худрук Самарского театра, дирижер-постановщик оперы Евгений Хохлов:
— В спектакле много колдовства, нечисти, магии. Но сама опера исключительно позитивная, добрая. Она о том, что все неприятности можно преодолевать со смехом, что добро всегда побеждает зло, что верные друзья всегда выручат и придут на помощь.
Спектакль — не только подарок зрителю, но и еще один шаг в развитии творческих отношений между театрами двух странВпрочем, яркий спектакль в канун Рождества станет не просто подарком минским зрителям и еще одним шагом в развитии творческих отношений между театральными коллективами двух государств. Подписанный в этом году меморандум о двустороннем сотрудничестве предусматривает организацию гастрольной деятельности, обмен солистами и коллективами, совместные творческие проекты, проведение мастер-классов ведущих специалистов.
— Оперный форум сохранен как один из знаковых проектов Большого театра Беларуси. Одна из его концепций — это безусловное участие в полном составе трупп наших театров-партнеров, с которыми мы вступаем в активное творческое взаимодействие, — сказала гендиректор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова.
Ее поддержала и коллега с Волги, врио министра культуры Самарской области Ирина Калягина:
— Я рада, что мы выстраиваем творческие контакты с Республикой Беларусь. Убеждена, что мастерство и профессионализм наших музыкантов и артистов по достоинству оценит минская публика. Помимо творческой составляющей у театров стоит задача провести переговоры о дальнейшем сотрудничестве. Например, обсуждается возможность визита труппы Большого театра Беларуси на грядущий фестиваль имени Дмитрия Шостаковича, проходящий в Самаре.
Ирина Чечурина,
ich@sam.rg.ru