Не будем сейчас повторяться относительно отдельных деталей поездки Александра Лукашенко в Азербайджан. Она очень подробно освещалась как белорусскими, так и зарубежными СМИ. Большое внимание уделяется экономическому сотрудничеству. Действительно, два президента договорились о существенном наращивании взаимодействия и в торговле, и в совместных промышленных, сельскохозяйственных и инфраструктурных проектах. Что радует, нет никакой самоуспокоенности не только у лидеров, но и у ответственных за отдельные направления. Министр иностранных дел Беларуси Сергей Алейник подчеркнул: «Наша взаимная торговля находится на траектории роста. Это подтвердили цифры прошлого года, где мы на 18 процентов приросли в объемах товарооборота. Сегодня по товарам и услугам эта цифра составляет чуть более 450 млн долларов. Но потенциал наших стран позволяет сделать гораздо больше». Можно быть уверенным, что достигнутые договоренности будут реализованы.
Не менее важен политический контекст состоявшегося визита. Отношения Беларуси и Азербайджана носят характер стратегического партнерства, выражаясь дипломатическим языком. Говоря проще, дружбы. И здесь принципиально важна позиция лидеров.С первых дней президентства Александр Лукашенко установил тесные прямые контакты с Гейдаром Алиевым. Он относился к азербайджанскому политику как к умудренному государственному деятелю, даже наставнику. В свою очередь, наш Президент оказывал поддержку Гейдару Алиеву в его усилиях по укреплению государства в те очень сложные девяностые годы. И это дало свои результаты. Гейдар Алиев и сам был добрым другом Беларуси, такое отношение передалось и его сыну Ильхаму, ставшему президентом. С тех пор мы не раз подставляли друг другу плечо в непростых ситуациях, которые неизбежно случаются в истории любого государства.
Значение имеет и схожесть политических режимов наших стран. США и ЕС критикуют и Беларусь, и Азербайджан за авторитаризм и «недемократичность». Раньше мы пытались объяснить свою позицию, но нас не слышали, да и не хотели слушать. Сейчас оправдываться перестали. Зачем?
В наших двух странах построены сильные президентские республики. Это позволяет в полной мере обеспечивать независимость, суверенитет и территориальную целостность, ставить амбициозные цели и добиваться их. Кроме того, такой тип политических режимов повышает договороспособность каждого государства.Нет сомнений, что обязательства, принятые на себя президентами, будут неукоснительно соблюдаться всеми органами власти и субъектами хозяйствования.
Делу помогает схожая политическая позиция Минска и Баку практически по всем вопросам международной жизни. Это подтверждает и сам факт нынешнего визита. Он состоялся в условиях продолжающегося давления на Беларусь со стороны коллективного Запада, действия санкций. Известно, что США и их европейские сателлиты угрозами пытаются принудить другие страны ограничить контакты с Беларусью. Но Азербайджан — не тот случай. Нас действительно связывает дружба, проверенная временем.
Перспективы нашего сотрудничества определяются и геополитическими изменениями, происходящими в мире. Например, по Каспийскому морю и территории Азербайджана должен пройти новый международный транспортный коридор Север — Юг. Беларусь участвует в его разработке, жизненно заинтересована в успешной реализации. Ведь данный проект позволит в два раза сократить расстояние перевозок и создаст альтернативу действующим ныне маршрутам, находящимся под западным контролем. Здесь наши интересы созвучны с интересами России, Китая, Ирана, Индии и многих других стран.
Трагические события в Иране, произошедшие сразу после визита нашего Президента в Азербайджан, и реакция на них в мире еще раз подчеркнули значение данного региона. Потому Беларуси принципиально иметь там надежных партнеров и друзей. Благо и Азербайджан, и Иран относятся к их числу.
Есть и еще один аспект, обозначившийся в ходе двух одновременных визитов: Александра Лукашенко в Баку и Владимира Путина в Пекин.
Ни Азербайджан, ни Китай не входят в число наших формальных союзников по ЕАЭС или же ОДКБ. Тем не менее отношения с ними развиваются прекрасно. А вот эффективность указанных интеграционных сообществ является предметом постоянных дискуссий дипломатов, политиков и экспертного сообщества. Согласитесь, есть о чем задуматься.
Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей, кандидат исторических наук.