До прошлого года Светлана Тихонова была важным связующим звеном между миром телеэфира и журналистами. В январе 2020‑го с позиции пресс‑секретаря ОНТ она пошла на повышение — возглавила дирекцию интернет‑проектов. За это время к навыкам коммуникации с другими подразделениями, приобретенными за время работы в пресс‑службе, добавился, пожалуй, самый важный: умение оперативно переработать телевизионный контент под нужды интернета.
— Светлана, я правильно понимаю: вы стали самым молодым директором дирекции на ОНТ за всю его почти 20‑летнюю историю?
— Правда? Никогда об этом не задумывалась. Теперь буду знать — спасибо. На ОНТ я пришла на четвертом курсе журфака БГУ и начинала как редактор как раз в интернет‑отделе (дирекцией наше подразделение стало относительно недавно). Тогда я точно не могла подумать, что проведу на ОНТ без малого 10 лет.
— Координировать работу журналистов или отвечать за новостное наполнение сайта: что сложнее?
— Начну с того, что работу в пресс‑службе вспоминаю с ностальгией и теплотой. Это незабываемый опыт — видеть рождение таких проектов, как «Песня года», «Мисс Беларусь», «Талент краiны». А еще за это время я провела, наверное, сотню экскурсий по телеканалу. Самое интересное для людей — это, конечно, не нюансы нашей работы и даже не знаменитая «трехсотка» (новостная студия), а общение с лицами канала. Помню, как‑то приехала группа, и одна женщина сфотографировалась с Александром Аверковым. Вернулась домой — повесила снимок в рамку на стену. Через неделю звонит и просит организовать экскурсию для соседки, потому что дружба под угрозой: та тоже срочно захотела фото с Аверковым!
А что сложнее? И в том, и в другом случае есть свои сложности, но я бы не называла их минусами. Работа в формате 24/7 — это в целом про всех журналистов, а для тех, кто работает в интернете, в особенности. Даже в выходные я всегда онлайн и на связи с командой. Если упустишь важное событие, неверно расставишь акценты в заголовке на YouTube или на сайте — все, считай, потерял десятки тысяч просмотров.
— Интернет заменит когда‑нибудь телевидение? Или это просто следующая ступень развития ТВ?
— Помните, в фильме «Москва слезам не верит» один из героев говорил, что в будущем не будет ничего: ни книг, ни газет, ни театра, ни кино — одно сплошное телевидение. Как его пророчество не сбылось, так и интернет никогда не заменит телевидение. Сегодня у всех крупных телеканалов есть YouTube‑каналы, страницы в Facebook, аккаунты в TikTok и Instagram, настоящие медиапорталы (а не сайты‑визитки, как это было еще 10 лет назад). Но все это совершенно не означает, что телеканалы собираются умирать. Интернет — это просто еще один способ доставки информации. У YouTube‑канала ОНТ 465 000 подписчиков и около 300 миллионов просмотров. И в этом прежде всего заслуга самого контента. Кроме того, ТВ‑продукт сейчас потребляют иначе: через смартфоны, компьютеры, приложения типа Zala или Smart TV. Возможно, вы не смотрели то самое резонансное интервью Марата Маркова с Романом Протасевичем по телевидению, но на YouTube, в соцсетях или в телеграм‑канале фрагменты точно видели. Иначе бы у нас не было по нему суммарного охвата в интернете почти 3,5 миллиона просмотров.
— В интернете важно быть первым или лучшим? Часто в погоне за оперативностью страдает качество выпускаемого продукта: новостной заметки, видеосюжета. Или это нормально?
— В идеальном мире хотелось бы все совместить и быть лучшим в том, что ты делаешь первым. Но это утопия, конечно. Мы стараемся быть оперативными, но в то же время проверять информацию. К примеру, случилось ЧП. Мы не можем позволить выдать заметку о нем даже в своем телеграм‑канале, не проверив информацию. Все‑таки за нами стоит бренд — ОНТ, которому люди доверяют. И если у нас не получилось первыми сообщить какую‑то новость, задача — узнать что‑то новое, выцепить самое «вкусное», развить тему, добыть фотографии или видео очевидцев — и тогда получится сделать трафик и удержать внимание пользователя.
По количеству просмотров YouTube‑канал ОНТ является лидером среди государственных СМИ — около 300 миллионов просмотров и 465 000 подписчиков. Суммарное количество подписчиков во всех социальных сетях, на YouTube‑канале и в телеграм‑канале ОНТ — почти 580 тысяч пользователей, а с учетом визитов на сайт — более 630 тысяч пользователей.— Министр информации Владимир Перцов в последних обращениях не раз делал акцент на развитии интернет‑сегмента и защите информационной безопасности. Как вы обеспечиваете эту самую безопасность и боретесь с различного рода фейками?
— Очевидно, что сейчас мы работаем в эпоху новой информационной реальности, когда фейки создают даже политики самого высокого уровня, а потом на их же основе принимают решения. Главную роль в распространении фейков играют соцсети и мессенджеры, где на фактчекинг многим лень тратить время. Яркий пример — ситуация с коронавирусом. В начале пандемии это были лишь безобидные сплетни в сети. Со временем появились теории заговора и слухи, потенциально опасные для жизни людей. Я уже не говорю о дипфейках — видео и аудиозаписях, на которых якобы известные люди делают различные фейковые заявления. А это уже опасный инструмент, который может привести к катастрофе.
В целом белорусы люди очень доверчивые и, на мой взгляд, слишком легко верят фейкам. Конечно, мы отслеживаем такую информацию. По моим наблюдениям, за прошедший год белорусский пользователь стал более подкованным, научился анализировать. Но я понимаю, что фейки будут всегда, и здесь наша задача как СМИ — противостоять этому явлению правдивой информацией и выдавать ее максимально оперативно по всем каналам: в соцсетях, на сайте, на YouTube.
— Сегодня (особенно сегодня!) интернет — это важнейший инструмент донесения информации и формирования общественного мнения. Как телеканал этот инструмент использует?
— Я уже говорила о важности взаимодействия с коллегами из других дирекций. У Игоря Тура, например, вечером планируется новый выпуск проекта «Будет дополнено», и часто там есть эксклюзивные кадры оперативной съемки. Сейчас все выстроено таким образом, что мы узнаем об этом, пока материал еще находится в работе. Безусловно, самое «вкусное» зритель видит в вечернем эфире, а потом и на нашем сайте, и на YouTube, но кусочек от пирога в виде фрагмента обязательно появится заранее в телеграм‑канале ОНТ, чтобы подогреть интерес.
Традиционно в топе популярности у наших пользователей — политика, погода и происшествия.
В топ‑10 по просмотрам за все время — пятерка сюжетов с участием Главы государства с суммарным количеством просмотров более 30 миллионов.— А что насчет собственных оригинальных проектов?
— Работаем над этим. В 2020 году у нас произошло существенное наращивание собственного, не привязанного к телеэфиру, контента. Соотношение эфирных и неэфирных материалов в новостной ленте примерно 30/70. Что касается видеоконтента, в этом году силами дирекции мы сняли несколько виртуальных туров по знаковым местам Минска. Конечно, мечтаем о собственном большом проекте. Но понимаем: для того чтобы он вышел действительно крутым, нужна синергия: работа профессиональных операторов, продюсеров, ведущих.
— Вы возглавили дирекцию в начале 2020‑го, через полгода случились события августа. Как вы тогда работали? Как преодолели кризис: психологический, моральный? Особенно в те дни, когда часть ваших коллег оказалась по ту сторону.
— Прошел фактически год, а по моим ощущениям — все пять. Прошлый август стал испытанием на устойчивость для всей команды, в том числе для меня лично. Это была работа на износ, 24/7, когда случались и ночные планерки, и отзывы из отпуска. Но это ведь и проверка на прочность. Мы точно стали профессиональнее, сплоченнее, стрессоустойчивее. Я благодарна ребятам из своей дирекции, которые остались и продолжили работать, несмотря на давление.
— С какими главными вызовами вы столкнулись за этот год? Многих коллег он заставил встряхнуться, начать работать мощнее, злее, ожесточеннее. Вы это почувствовали?
— Когда я только возглавила дирекцию, Марат Сергеевич (Марков, директор телеканала. — Прим. ред.) посоветовал прочесть книгу «5 искушений руководителя» Патрика Ленсиони. Не вспомню дословно, но один из принципов мне очень пригодился именно в этом году — не бояться конфликта из‑за расхождения во мнениях. На планерках мы обсуждаем любые, даже самые острые вопросы, и я всегда стараюсь выслушать все мнения, в том числе и эмоциональные. Вежливый обмен фразами у нас сведен к минимуму (конечно, грубости и прямых оскорблений никто себе не позволяет), и такой подход дает возможность каждому высказаться.
Не только я, мы все за этот год сильно повзрослели, в хорошем смысле отрастили клыки — перестали бояться подать информацию слишком жестко, научились грамотно расставлять акценты.Мы побывали на войне (информационной. — Прим. авт.) — без потерь, конечно, не обошлось, победа еще не одержана, но мы точно стали сильнее духом.
leonovich@sb.by