«Что ты мне мясо суешь, я пост соблюдаю!» — сердилась сидевшая в кафе за соседним столиком барышня. «А пирожное хочешь?» — попытался загладить ошибку ее симпатичный спутник. «Ты что, издеваешься! — постившаяся аж покраснела от негодования. — В нем же яйца, масло — мне ничего этого нельзя!» Капризная девушка, подувшись какое–то время, со словами: «Как можно быть таким бестактным!» — милостиво простила «обидчика». «Ладно, обижаться грех, пост все–таки», — «вспомнила» она.
Поститься сегодня модно. Некоторые могилевские предприятия общепита даже меню соответствующее составляют. «Не хотим терять клиентов», — доходчиво объяснили мне в одном из кафе. Разнообразие мясных блюд здесь впечатляет: куриные отбивные с черносливом, курица в сыре, свинина с грибами, котлеты, антрекоты, колбаски, плов, голубцы... Но и отказавшиеся от мясного не обижены. Для них — салаты из свежей капусты, огурцов–помидоров, заправленные растительным маслом, салат–коктейль из морской капусты, из свеклы. На второе можно заказать тушеные овощи, отварной рис, запеченный картофель, стручковую фасоль. Посетители довольны. Хотя всем, конечно, не угодишь. Те, кто, по их же словам, придерживается «самого строгого поста», прежде чем что–то купить, изведут девушек на раздаче расспросами: на каком масле тушили капусту, жарили драники и почему стручковая фасоль со сметаной? «Неужели нельзя было просто в масле ее потушить! — сердилась какая–то дама. — У мясоедов выбор огромный, а нам что — в постные дни воздухом питаться?» Раздатчицы вздыхали и виновато оправдывались. Пока кто–то в хвосте очереди не подал голос: «Дамочка, как вы можете ругаться, вы же пост соблюдаете или для вас это просто диета?»
«Дамочку» замечание не успокоило — разозлило. «А вы не ехидничайте, — отразила она «нападение». — Не вам мне указывать! Больше бы думали о Боге, может, научились бы уважать старших!» Молодой человек просто улыбнулся в ответ...
«Я соблюдаю пост...» За несколько дней с начала этого самого короткого Успенского поста (он начался 14 августа и продлился всего 2 недели) я уже не раз слышала эти слова. Но были ли среди тех, кто их произносил, искренне верующие? Вот и вчера какая–то дама в годах, ехавшая со мной в одном троллейбусе, всю дорогу поучала приятельницу, с которой, судя по громкому разговору, не виделась уже несколько лет: «Как это ты не постишься? Разве ж можно! А я вот уже несколько лет все посты соблюдаю и невестку заставила». Свекровь явно гордилась своей находчивостью: «Как заставила? Да очень просто. Сказала как отрезала: пока в моей квартире живешь, чтоб в постные дни никаких котлет не жарила! Куда ей деваться?»
Казалось бы, ну и что? Обычная семейная жизнь, которую каждый устраивает по своему разумению. Но ведь дело даже не в противостоянии между свекровью и невесткой, а в том, какой смысл взрослый и умудренный опытом человек вкладывает в слово «пост». Разве можно принуждать кого–то помимо воли?! Многим и в голову не приходит, что пост в религиозной традиции — не столько очищение желудка («Все шлаки из организма за это время выходят!» — на весь троллейбус умничала тетенька), сколько генеральная уборка души.
...Одна моя знакомая за несколько дней до начала каждого поста начинает усиленно питаться: скупает мясо, колбасу, чебуреки, налегает на жирные салаты, приговаривая: «Надо отъедаться, а то ведь несколько недель терпеть придется». И действительно терпит. Воспитывает силу воли. Правда, это не мешает ей запросто сходить на дискотеку, выпить там бокал–другой вина — «для настроения». Да и в остальном ведет себя как обычно: обсуждает–осуждает коллег и подруг, если нужно — соврет, если захочет — поскандалит. А недавно вообще шокировала. «Представляешь, — говорит, — я заметила, как только начинаю поститься, со мной случаются всякие неприятности. Если и дальше так пойдет, перестану этим заниматься. Что я зазря мучаюсь?!» Словно торгуется. С кем?