Спасатель Артем Дегтярев о профессиональном драйве, тирамису и личной жизни

Действовать нужно сразу

Стать спасателем Артем решил в три года — на фотографии из детского сада рукой воспитательницы записаны его слова: «Когда вырасту, пойду в школу, а стану большим — буду пожарным». Дегтярев — тот парень, который и в огонь, и в воду. Говорит, когда белорусские спасатели работали на завалах после землетрясения в Турции, тоже хотел быть там. В свои 27 у него уже сразу несколько серьезных должностей: начальник службы поисково‑спасательных работ и пожаротушения, командир группы спасения на водах пожарного аварийно‑спасательного отряда Гомельского управления МЧС, руководитель поисково‑спасательной службы области. А еще он на уровне шеф‑повара готовит тирамису, делает своими руками подарки, любит рыбалку, увлекается сноубордом, ходит в спортзал, играет на гитаре. В насыщенной жизни не хватает лишь любимой женщины, признается парень:

— Чтобы было к кому спешить домой. Возвращаются те, кого ждут.

О тренировках, которые как сцены боевика

Утром перед нашим интервью молодой командир уже успел провести учения с выездом на озеро.

— Чтобы спасти реально тонущего человека, мало знать теорию, — обращает внимание Артем. — Нужно десятки раз имитировать эту ситуацию на воде, поэтому, следуя плану тренировок, выехали на озеро. Я заплыл как можно дальше и инсценировал утопление. Машу руками, зову на помощь, захлебываюсь — все очень правдоподобно. Люди подтягиваются посмотреть, как нужно спасать тонущего. Обсохли с ребятами — и в огонь. Поехали отрабатывать деблокировку пострадавшего во время ДТП. «Гомельвторчермет» выделяет привезенные на металлолом машины. Поджигаем, тушим их, спасаем манекены людей из салона автомобиля — все максимально реалистично, действуем на время. Мы и ролики снимаем, смотрим потом, как сцены из боевика.

Спасать людей — это в крови

Еще будучи студентом университета гражданской защиты МЧС, Артем попросил руководство вуза разрешить ему параллельно обучаться на промышленного альпиниста, чтобы иметь возможность работать на высоте. Позже, уже во время работы в отряде, получил специальности «ответственный за безопасное производство работ с грузоподъемными кранами», «спасатель‑пловец», также имеет допуск к работе с химическими и радиоактивными элементами.
— Всегда нужно быть на шаг впереди — учиться заранее, а не тогда, когда новые знания становятся критической необходимостью.
Умение предусмотреть, действовать по обстоятельствам сработало и во время первого случая тушения пожара — еще во время учебы, когда Артем интуитивно решил вернуться из увольнения не утром, а накануне вечером:


— Вышел из своей квартиры к лифту и увидел, что по лестнице вверх‑вниз бегают жильцы. Соседи паниковали и не могли толком объяснить, что случилось. Оказалось, в одной из квартир пожар, люди вызвали спасателей. Но ждать нельзя было. Я забежал в квартиру — в одной из комнат нашел мужчину, который уже был без сознания. Вытащил его на лестничную площадку и вернулся искать, что горит. Очаг был на балконе — давай тушить огонь. Тут и пожарный расчет прибыл, скорая. С пострадавшим потом все оказалось в порядке. Со спокойной совестью вернулся в казарму университета, лег спать. Утром меня вызвали к руководству — оказалось, пожарный расчет рассказал обо мне в своей части. Начальник вручил благодарность и наградил внеочередной увольнительной.

Самое страшное в работе

Никогда не знаешь, какой вызов может поступить сегодня: на пожар, ДТП, спасение с высоты, поиски потерявшегося в лесу. Поэтому ты должен быть готов ко всему, отмечает парень:


— Сейчас больше приходится выезжать на поиски пропавших в лесу, чаще всего теряются грибники‑ягодники. Мы всегда наготове. У нас есть автомобиль поисково‑спасательных работ — выезжаем в любой уголок Гомельской области, его оснащения хватает на несколько дней автономной жизни в лесу. Техника полноприводная, с лебедкой, может проехать почти везде. С собой берем GPS‑трекеры — они пишут маршрут следования, чтобы нам оперативно ориентироваться, где находимся и где уже искали. Есть бинокли, квадрокоптеры с тепловизором. Когда пропадают дети, собираются спасательные отряды со всей области, даже из Минска и других регионов приезжают. В июне мы искали 15‑летнюю девочку, которая пропала в Речицком районе. Все службы и сотни добровольцев обследовали леса, болота, окрестности, речное дно — в итоге девочку нашли утонувшей. И это самое страшное в работе — находить детей погибшими. К счастью, чаще находим пропавших живыми. Последний случай был в районе деревни Цыкуны Гомельского района. Потерявшуюся женщину искали мы, милиция, волонтеры поисково‑спасательного отряда «Симуран», обычные люди. В день проходили 20 — 30 километров. Через пять суток нашли. Выносили ее из леса на руках — женщина была на грани жизни и смерти, но сейчас с ней все хорошо.

Стимул для жизни

— Мечтаю о семье, детях. Не хочется мимолетных отношений — хочу надежный тыл, где меня будут ждать.  
Семья — это фундамент, от которого зависит успех всего, что человек делает в жизни, его настроение и гармония. Когда рядом любимый человек, это стимул для развития, достижения целей. 
Хочется, чтобы будущая избранница с пониманием относилась к моей службе: могу уехать среди ночи на вызов, могу поздно домой вернуться. А я готов быть для любимой надежным плечом, делать ее жизнь счастливой и готовить для нее тирамису.



severyanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter