“Я сегодня получила травму! — пишет подружка, живущая в Карлсруэ (Германия) на своей странице в Фейсбуке. — Пошла на показательный урок по балету, мои девочки (6 и 9 лет) уже год ходят в студию и во-о-о-т... Показательный урок! Они собрались в хоровод и пять минут ходили, головы хоть ровно держали и не сутулились, и то хорошо. Потом помахали ногой и стали носиться по классу (это был, оказывается, танец-импровизация). Я же сама занималась балетом! Я в шоке...”
Тут же обсуждаем с другой подружкой (из Барселоны) занятия теннисом. Я говорю, что моя дочка пробует свои силы в этом виде спорта. Она кивает, что и ее малышка тоже.
— Здорово! А сколько раз вы тренируетесь? — очень беспокоюсь, достаточно ли для Даши четыре тренировки в неделю.
— Один раз в неделю, полтора часа.
— Мало! Так на Уимблдон трудно будет попасть...
Она хохочет:
— А зачем на Уимблдон?
Этот вопрос ставит меня в тупик.
С самого раннего детства нас, советских детей, учили делать все лучше всех. Раз взялся, нужно добиться результата. Классы соревновались между собой в номинациях “Самый чистый”, “Самый дисциплинированный”, “Самый успевающий”. Внутри за пальму первенства боролись ученики.
— Кто у вас лучше всех учится?
Обычный вопрос. В нем подвох, потому что, когда называешь фамилию ЗеБеста, сразу возникает продолжение: “А ты?”
А я переписывала по нескольку раз тетрадки, потому что они должны быть идеальными, и если вдруг “накремзала” — в утиль. И все работы вписываю заново. Да! Я поняла потом, в чем лучшая, и позволила себе снисходительное отношение к некоторым предметам. Потом...
Соседский мальчик Ильюша ходит на футбол. Пять раз в неделю, потому что ему пять. А потом будет посещать секцию каждый день или по два раза в день. А как иначе попасть в сборную? О том, чтобы заниматься просто для общего развития, не может быть и речи. Время терять?! Если бы у Ильюши не вышло с “футбиком”, его отвели бы на хоккей или в группу карате.
Секция или кружок считаются хорошими, когда там есть результат. Вася стал чемпионом или победил на конкурсе автопортретов, тогда в это объединение будут стремиться другие дети (то есть их родители). Самым большим везением считается, если ребенок открыл в себе талант и с младых ногтей его реализует. Это “Браво!” всем, а потому ни одна уважающая себя руководительница балетной студии не позволит детям просто так водить хоровод. Это будет как минимум хоровод со сложными элементами (если деткам 3—4 года), потому что в 6—9 наши уже танцуют на конкурсах.
Моя дочка посещала занятия хора (ей просто нравилось петь громко в большом коллективе), но хор пришлось оставить, когда оказалось, что Даша нечисто поет. Все пели, ее отсаживали в сторонку, дочка грустила. Говорила: “Зачем я туда хожу, раз мне петь не разрешают”. А хор-то образцово-показательный, там фальшивить нельзя никак. Мы шли мимо плакатов, где большими буквами были обозначены фамилии детей — лауреатов всевозможных музыкальных конкурсов, опустив голову. И ушли.
Подобные рассказы обычно удивляют моих заграничных подруг. Они делают большие глаза, не понимая, зачем обязательно получать высокий или даже САМЫЙ высокий результат от внешкольных занятий. А я не понимаю, зачем его не получать, когда все стремятся к вершинам. И в каждом нормальном кружке требуется отдача на все сто. И вот ты вкалываешь-вкалываешь, а на выходе ноль.
И да, жалко времени и сил. Тем более что действительно есть те, кому дано. А для общего развития — зачем?
Сегодня моя подружка, которая ходила на детский балет в Карлсруэ, написала в Фейсбуке другую заметку: “Вчера позвонил психоаналитик, заставил переписать пост про балет в позитивном ключе. Как??? Ладно попытаюсь... Позитивно. К черту балет, и плавание, и... школу с иностранными языками. И гимнастику! Пусть дети свободно, в своем темпе развиваются, у них отличная фантазия и крепкие нервы... Хорошо, что хоть пианино еще не забросили!”
Кто из нас прав?