В фондах Центральной детской библиотеки имени Николая Островского — более 113 тысяч книг.
Факты биографии
Директор Татьяна Швед бережно перелистывает уцелевшие старинные альбомы с фотографиями и показывает уже пожелтевшие листы с первыми упоминаниями о библиотеке. Как свидетельствуют сохранившиеся документы, началась эта книжная история в далеком 1924 году. Тогда на улице Ленина впервые открылась Центральная детская библиотека. Но военное время уготовило для нее немало испытаний: полностью разрушенное здание, бесследно потерянные и уничтоженные огромные фонды... Вновь об открытии детской читальни заговорили в 1946‑м, а уже через год она начала работать в доме № 6 по улице Островского. Постепенно наполнялись книжные полки, по радио и через печать привлекали читателей. Татьяна Швед знакомит с таким интересным фактом:— Когда в послевоенные годы начали организовывать библиотеку и осваивать помещение, в книжном фонде еще не было ни одной книги. Но нашим предшественникам удалось за короткий период найти оборудование и собрать несколько тысяч экземпляров, многие из них достались в дар от самих же читателей. И примерно в то же время на адрес библиотеки пришла бандероль из Лондона. На конверте была надпись: «Минск, детская библиотека им. Островского». Там лежала книга Горбунова «История БССР» с инвентарным номером и штампом овальной формы на титульном листе.
Эта удивительная история еще раз подтверждает существование библиотеки до войны и говорит о том, как много книг в качестве трофеев тогда было вывезено. Библиотека несколько раз переезжала с места на место, но при этом с каждым годом набирала популярность, получала награды и признание читателей. До конца 1958‑го их насчитывалось чуть больше пяти тысяч человек, а уже в 1987‑м цифра увеличилась вдвое. Сегодня в библиотеке обслуживаются 18 тысяч читателей, и только за год ее посещают около 115 тысяч раз!
Здесь современные залы, электронные каталоги и удобные мягкие кресла, в которых можно полистать журналы.
В гостях у Карлсона
Прогуливаясь по уютным залам библиотеки, впечатляешься буквально на каждом шагу. За годы работы она стала настоящим многофункциональным культурно-досуговым центром. В зале для младшего возраста в глаза бросается сказочный городок с домиками Карлсона, фрекен Бок и Малыша. Ребята могут не только почитать, сидя на пуфиках, но и погостить вместе с друзьями в домике у каждого сказочного героя и посмотреть, что он хранит на полках внутри своего жилища, — прямо как на игровой площадке. Кроме кружков, познавательных занятий и клубов по интересам «Знайки», «Зернышки», «Веселый английский», в уютной экспозиции по субботам проводятся традиционные дни семейного чтения. А рядом для каждого желающего открыты двери в лекционный зал. Кстати, сейчас там представлена выставка детских рисунков «Юные художники о Петре Великом». Это работы учащихся детской школы искусств № 10 Санкт-Петербурга. Еще здесь показывают фильмы, проводят конференции и литературные встречи с писателями, художниками и авторами школьных учебников.Искусство чтения
Новыми изданиями библиотека пополняется как за счет бюджетных средств, так и благодаря подаркам от читателей и авторов. Сейчас в ее фондах более 113 тысяч экземпляров. Достаточно и классики, и современной литературы на любой вкус и для любого возраста, со знанием дела утверждает учитель начальных классов средней школы № 67 Нелла Шелесная. В Центральной детской библиотеке педагог почти четыре десятилетия знакомит малышей с искусством чтения:— Меня сюда 36 лет назад привели шестиклассники. Я тогда только начинала работать в школе и очень обрадовалась, что дети сами захотели показать мне эту библиотеку. С того времени и сотрудничаем. Сейчас у меня уже восьмой выпуск, и еще не было «моих» ребят, которые бы здесь не брали книги. С первого класса полгода мы учим буквы, а потом все вместе идем знакомиться с библиотекой. Им здесь нравится абсолютно все!
А когда ребята становятся старше, рассказывает Нелла Васильевна, приходят не только в учебное время, но и в выходные, и на каникулах. За книгами, на встречи с писателями, пообщаться, поиграть и посмотреть фильмы. Стереотип о том, что современные дети не читают бумажных книг, педагог разбивает тут же:
— Из своего опыта скажу — читают, да еще как! Если хорошо заинтересовать ребенка, от чтения его не оторвешь. Многие ученики мне потом еще и спасибо говорят за то, что к ним в руки попало такое интересное произведение.
О том, что сегодня выбирает молодое поколение читателей, спрашиваю библиотекаря Арину Иванову.
— Важно, когда родители формируют вкус к чтению у детей, — говорит она. — Так год от года меняются их читательские предпочтения. Вместе с любимыми сказками и приключениями «Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Все Простоквашино», которые обычно переходят из рук в руки, у ребят появляются и более серьезные запросы.
У нас все больше увеличивается книговыдача на белорусском языке. Подрастающее поколение сейчас часто выбирает произведения классиков — Коласа, Купалы, Короткевича.
Очень радует, что свои топ-листы дети пополняют и современными писателями, особенно популярны книги Хадасевич-Лисовой и Токаревой.
По доброй традиции
Для семьи Рудько библиотека стала родным местом. А началось все со сборника сказок, уточняет Ирина:— Старшая дочка с детства полюбила книги, поэтому мы быстро освоили домашнюю библиотеку и пошли искать интересные произведения здесь. Сначала я читала Лиле на ночь, а уже в пять лет она сама научилась. В первом классе меня даже в школу вызывали по этому поводу! Пока дети разучивали буквы, дочка уже начитывала почти сто слов в минуту, как четвероклассники.
Теперь походы в библиотеку несколько раз в месяц стали в семье хорошей традицией. И уйти налегке у мамы никогда не получается — по примеру сестры к чтению приобщился шестилетний Максим. В первый раз мальчика больше всего удивили книги с ароматными картинками. И такие, оказывается, тоже есть! Пока мама зачитывала сказку про мышонка, Максим отгадывал запах корицы, елки и апельсинов. Парень подрос и уже познает литературу посерьезнее. Максиму берут сразу десять красочных книжек с крупным шрифтом, он уже самостоятельно складывает слоги. Столько же книг выбирает для себя и Лиля. Сейчас у девочки в фаворитах детективы Екатерины Вильмонт.
— Не могу с ними расстаться, — листая новую книгу, признается пятиклассница. — Каждая впечатляет больше другой, хочется еще раз перечитать. До этого любила сказки, волшебные истории и книжки про принцесс, а за этот год познакомилась со всей вселенной Гарри Поттера. Фэнтези по популярности у меня до сих пор на одном месте с детективами.
Важно еще не только что читать, но и в каких условиях, подмечает Ирина:
— Современные залы, электронные каталоги и сообщество в Viber с последними событиями и новостями намного упрощают наши походы в библиотеку. А кроме этого, привлекает и атмосфера — дети могут в удобном мягком кресле полистать журналы, в зале для младшего возраста послушать сказки, поиграть в настольные игры, поучаствовать в викторине. Неудивительно, что Лилю с Максимом так тянет в библиотеку. Здесь нет равнодушных и никогда не бывает скучно.
lukashik@sb.by