Чему можно учиться у великого дипломата Андрея Громыко. Побывали на малой родине дипломата

Деревенский «Мистер Нет»

Накануне 115‑летия с даты рождения Андрея Громыко наши корреспонденты на его малой родине узнали, чему можно учиться у великого дипломата

Для всего мира Андрей Громыко — выдающийся политический деятель, сыгравший особую роль во внешней политике XX века, дипломат номер один и «Мистер Нет», чей профессионализм и твердая приверженность интересам СССР снискали абсолютное уважение на международной арене. Выражение «Лучше десять лет переговоров, чем один день войны» стало его девизом.

Есть место на карте Беларуси, где вспоминают о нем не только как о важном государственном человеке, но и просто, тепло, душевно и почти по-семейному. Корреспонденты «СОЮЗа» в канун 115‑го дня рождения легенды дипломатии, который отмечается 18 июля, отправились на Гомельщину.

Андрей Громыко всем доказал, что обычный деревенский парень может достичь фантастических высот.
ЕГОРОВ ВАСИЛИЙ / ФОТОХРОНИКА ТАСС

«Все, что окружало Громыки, я обожал»

Вдоль чудных бревенчатых домиков с резными окнами по улице Андрея Громыко держим путь в центр городка Ветка — на Красную площадь. Там, на аллее Героев, увековечено его имя. Хотим разузнать у местных жителей о судьбе испытавшей жестокий чернобыльский удар деревни Старые Громыки, где родился и вырос именитый дипломат, и можем ли мы туда попасть. В своих мемуарах «Памятное» Андрей Андреевич так трогательно ее описывал: «Все, что окружало Старые Громыки, я обожал: поля и леса, луга и речки. Мне казалось, что здесь самые лучшие места...»

Екатерина Мельникова и Светлана Селюкова, вышедшие на обеденный перерыв, сразу улавливают, что мы нездешние:

— Если бы вы приехали до 1992 года, то попали бы в эту деревню. А сейчас — никак. Из-за аварии на Чернобыльской атомной электростанции ее выселили одной из первых. Людей разметало по всему свету. Сегодня там зона повышенного радиационного загрязнения, постройки снесены, сплошь лес, посещение разрешено только на Радоницу, когда люди едут на кладбища помянуть предков. Хотели побывать на родине Андрея Андреевича?

Светлана Селюкова и Екатерина Мельникова.
 
Хотели.

— А я как раз с той стороны, — улыбается Светлана. — Из деревни Яново, неподалеку от Старых и Новых Громык. Помню, как в детстве с папой на молоковозе заезжали в Старые Громыки. Деревня как бы в лесу была «утоп­лена», разделена рекой Беседь. Красивые места. У нас на Ветковщине помнят семью Громыко как настоящих трудяг и при этом очень образованных.

Редкое фото

Наши собеседницы на минуточку прерывают рассказ, чтобы остановить проходившую рядом коллегу Марину. Вдруг она что-то интересное добавит. Когда слышим фамилию, своим ушам не верим:

— Да, у меня фамилия Громыко, в замужестве. Супруг родом из Старых Громык. И живу теперь на улице Громыко! На Ветковщине фамилия распространенная.

К слову, считается, что она происходит именно из Старых и Новых Громык. Не родственники, просто однофамильцы. Но какого человека! Всем доказал, что обычный деревенский парень может достичь фантастических высот. У нас Андрей Андреевич как ориентир для детворы, правда. Знаете, у меня дочь, когда прочитала всю биографию Громыко, решила, что должна по-особому строить свой путь. Потому что фамилия у нее Громыко. Поступила в кадетское училище, уже второй курс... Вы обязательно зайдите в городскую школу № 1, там музей есть, вам все расскажут-покажут.

Учитель истории Анжела Николина.

В средней школе № 1 имени Андрея Громыко полным ходом шла подготовка к новому учебному году. Но, узнав повод, по которому мы наведались, все отложили на часок свои дела. Радушно приняли, повели в музей. Вслед за учителем истории Анжелой Николиной к нашей компании подтянулись старшеклассницы Анна Соловьева, Марина Вакий и Александра Буланович, которые помогали наводить порядок в кабинете, а также живущий по соседству пенсионер — в недавнем прошлом руководитель школьного музея Сергей Перепелюк. В общем, полноценная экскурсия. Сергей Николаевич старается ничего не упустить:

— Вот это редкое фото. На снимке родительский дом Громыко до Чернобыльской аварии. Дом стоял на окраине деревни, и делили его две крестьянские семьи.

Сергей Перепелюк знает все о знаменитом земляке.

В местной школе хранят под стеклом редкое фото. На нем родительский дом Андрея Адреевича Громыко до чернобыльской аварии.

«Везувий» детства и мечты о небе

Наши сопровождающие историю рода знаменитого земляка знают от корней. Род Громыко пошел из служилых. В XVI веке охраняли рубежи, впоследствии — бедные крестьяне. Андрей Громыко с малых лет — в поле, с 13 — вместе с отцом на сплаве леса, предназначавшегося для фанерно-спичечной фабрики «Везувий» (ныне «Гомельдрев», где выпускают добротную мебель). Кстати, опасное было дело.
Позже при случае дипломат говорил, что навык держать баланс на плоту помогал ему и во внешней политике...
И при этом грамота в крестьянской семье была в почете. Родители умели читать и писать.
Твердая приверженность интересам своей страны снискала Андрею Андреевичу абсолютное уважение на международной арене
— Отец у него еще и хорошо рисовал, имел красивый почерк, которому Андрей Андреевич немножко завидовал, — подключаются к разговору девчонки-старшеклассницы. — А его маму в деревне и вовсе называли «тетя Оля — профессор», потому что она много читала и эту страсть привила сыну. Книги он просто «глотал». Был записан в библиотеках по всей округе. Знаете, какую книгу вспоминал из детств? «Живописная астрономия». А вам известно, что Андрей Андреевич мечтал летать?

Воспоминания легендарного дипломата изучает молодое поколение. Родители улыбаются: Громыко как ориентир.

Пожимаем плечами — нет, неизвестно...

— Да, будучи в Москве, хотел записаться в летную школу, но его не приняли, потому что брали до 25 лет. А ему как раз исполнилось. Наверное, это к лучшему, иначе не было бы такого министра иностранных дел.

Сергей Перепелюк припоминает, что уже при высокой должности Андрей Громыко охотно помогал землякам. Рассказывает, после чернобыльской аварии во время паводка разрушило мост через Беседь. И поехали к Громыко просить о помощи председатель райисполкома и руководитель одного из хозяйств. Уже на следующий день прибыл в Ветковский район понтонный взвод военных — мост восстановили.

— У него было очень теплое отношение к Ветке, Гомелю. При колоссальной занятости всегда откликался... А если хотите своими глазами увидеть кабинет Андрея Громыко, вам надо в Гомельский дворцово-парковый ансамбль. Там замечательная экспозиция.

Посетителей музея встречает бюст А. Громыко.

Загадочное «О. В.»

Теперь мы точно знаем: на Гомельщине перед именем Громыко все двери открываются. Заместитель генерального директора дворцово-паркового ансамбля Оксана Торопова тут же откликается на нашу просьбу «только посмотреть». Уже через час нас ждут в музее заведующий отделом научно-просветительной и экскурсионной работы Вадим Барабанов и научный сотрудник Эльвира Макушникова:

— В постоянно действующей экспозиции только оригинальные предметы, принадлежавшие Андрею Громыко. Нам их передали его дети — Эмилия Андреевна и Анатолий Андреевич. В музеях Москвы, пожалуй, такого не увидите.

Лаконично, строго и одновременно наполнено живыми деталями. На стенах портретные работы Ильи Глазунова и пейзаж «Осень в Громыках» кисти Николая Казакевича. За стеклом семейные фото и личные предметы. Среди них узнаваемые атрибуты джентльменского стиля «мистера Нет»: шляпа, галстук, шарф, без которых его вообще невозможно представить. Роскошная шкатулка, инкрустированная перламутром и слоновой костью, — подарок палестинского лидера Ясира Арафата. При блокнотах — два карандаша с гравировкой «Кремль». Вадим Барабанов замечает наш профессиональный интерес к канцелярии:

— Андрей Андреевич пользовался только этими карандашами московской фабрики Сакко и Ванцетти. Делал пометки в документах и книгах. Когда шел на переговоры, очень тщательно готовился. Сам работал с исходными данными, чтобы потом, выходя на вопрос, знать все до деталей. Не случайно его называли одним из самых компетентных дипломатов в истории.

Мебель — письменный стол, рабочее кресло и диван — доставили в Гомель с дачи Громыко во Внуково. На зеленом сукне стола книги рядком — из личной библиотеки Громыко и в большинстве своем его авторства. Некоторые с пометками и автографами. Встречается и подлинный личный знак — «АГ». Но вот немало озадачило другое сокращение — «О. В.», которое увидели на обложках журналов «Вопросы истории» 1978 и 1979 годов. Эльвира Макушникова объясняет:

— Для нас первоначально это тоже было загадкой. Но внук Алексей Громыко рассказал, что «О. В.» означало «очень важно». Так Андрей Андреевич отмечал статьи, к которым хотел вернуться. Он много читал, образовывался на протяжении всей жизни. Знаете, какой обет Громыко дал себе в юности, когда жил в Старых Громыках, и которого придерживался потом? «Если что не ясно, читай, перечитывай, думай над прочитанным, ищи, узнавай, спрашивай у тех, кто знает, делай так до тех пор, пока все не станет ясным».

Пометка «О. В.» значит «очень важно».

ДОСЬЕ «СОЮЗА»

Андрей Громыко родился 18 июля 1909 года в деревне Старые Громыки Гомельского уезда Могилевской губернии в крестьянской семье. Он сделал головокружительную карьеру от секретаря сельской комсомольской организации до министра иностранных дел СССР (1957 — 1985 годы) и Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1985 — 1988). На его счету урегулирование Карибского кризиса, подготовка Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций, первого официального визита президента США в СССР и налаживание отношений с Италией после Второй мировой войны, подписание договоров о нераспространении ядерного оружия, участие в создании ООН.

draluk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter