Свой путь
Есть разные мнения о том, с какого времени вести отсчет появления промышленного туризма как такового. Кто-то вспоминает XVIII век, когда свои двери для туристов впервые открыл производитель одного из известных напитков. Но с оговоркой, поскольку это было в большей степени развлечением для местных. А вот уже 1990-е годы называют временем серьезного формирования этого нового туристического направления. Впрочем, если вспомнить времена СССР, наверное, здесь промышленный туризм существовал всегда. А поездки на предприятия, особенно для школьников и студентов, были почти обязательными.Эксперты говорят о том, что в истории независимой Беларуси промышленный туризм в том виде, в котором мы его сейчас понимаем, появился лет десять назад. Начиная с музеев, экскурсий и понимания, что это кому-то нужно. Как отмечает директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов, сегодня в стране промышленный туризм наряду с сельским стал брендом страны. По его словам, в этой сфере достаточно успешных примеров: БЕЛАЗ, МТЗ, Стеклозавод «Неман», кондитерская фабрика «Спартак», ОАО «Молочный мир» и многие другие предприятия.
— Но нужно понимать, что у каждого свой путь. Нет какого-то универсального примера, на который можно было бы ориентироваться. Потому что ряд предприятий имеют связанные с промышленным процессом ограничения. Однако везде можно найти баланс для того, чтобы продемонстрировать работу туристам, при этом не отвлекая сотрудников.
Помогать развивать предприятиям туризм в стране помогают туроператоры, в числе которых РУП «Центркурорт». Как напомнила директор предприятия Светлана Кончиц, после 2020 года туризм попал в число наиболее пострадавших направлений. Тем не менее внутренний туризм получил новый виток развития, а в его составе и промышленное направление. Но еще есть к чему стремиться:
— Когда мы общались с коллегами из Азербайджана, то узнали, что там туризм стоит на втором месте по доходности после нефти. Поэтому пришло время, когда вклад, который вносит в экономику Беларуси туризм, должен вырасти. И наша задача на этот и следующий годы — еще активнее сотрудничать с предприятиями, которые мы знаем много лет, а также расширять этот список.
Поддержка государства
По словам заместителя директора Департамента по туризму — начальника отдела планирования и организации туристической деятельности Министерства спорта и туризма Екатерины Никитиной, сегодня в стране около 120 предприятий имеют возможности для развития промышленного туризма.— В Беларуси данному виду туризма уделяется значительное внимание на государственном уровне. Так, в Законе «О туризме» закреплено право работников предприятий проводить экскурсии, что ставит их в одну линию с проводниками туризма, такими как аттестованные экскурсоводы и гиды-переводчики, а также субъекты туристической деятельности.
Зачем стране и предприятиям промышленный туризм? По мнению Екатерины Никитиной, для этого есть как минимум три существенные причины. Первая связана с продвижением продукции предприятий и увеличением продаж, вторая — с развитием внутреннего туризма, третья — с повышением имиджа страны в целом.
Предприятия, которые знают о промышленном туризме не понаслышке, его ценность и выгоды прекрасно понимают. Это подтверждает заместитель генерального директора ОАО «МТЗ» по идеологической работе и социальному развитию Владимир Пискижев. МТЗ ежемесячно посещают около тысячи туристов. Без сомнения, промышленный туризм для предприятия не основной вид дохода. Однако, по его словам, это значительный вклад в информационную работу о деятельности предприятия.
— В том числе это важно, чтобы развеять фейки, которые сегодня появляются в сети. Люди, приходя к нам на предприятие, могут видеть собственными глазами, что оно работает, что продукция производится.
Второе направление, по мнению руководителя, где промышленный туризм бесценен, — это профориентационная работа, поскольку кадры большого коллектива стареют и нуждаются в обновлении. И важно, чтобы молодежь приходила на предприятие осознанно.
Усилия нужно объединять
Из приблизительно 80 предприятий, развивающих у себя промышленный туризм, по словам Екатерины Никитиной, флагманы направления — лишь около 20. Но это число постепенно увеличивается.Владимир Пискижев убежден: коллеги, которые все еще недооценивают направление промышленного туризма, обязательно повернутся в его сторону. Это лишь вопрос времени. Но те, кто это сделал раньше, без сомнения, в выигрыше. И все же, по его словам, в этом направлении есть еще над чем работать:
— Мы сегодня видим, что было бы весьма полезно объединить усилия разных направлений туризма. Например, когда человек приезжает в санаторий для лечения и оздоровления, но хотел бы получить более насыщенную культурную и развлекательную программу. И, возможно, было бы логично рассмотреть включение в этот сценарий экскурсий на предприятия страны. Или включать их в какие-то туристические маршруты, которые бы были сегодня интересны людям. А мы с удовольствием примем в этом участие.
Тему кооперации поддерживает и Екатерина Никитина. По ее словам, в одиночку предприятиям продвигать свой продукт сложно.
— Поэтому нужны партнеры. А это туроператоры, гостиницы, транспортные компании, государственные институты. Мы как министерство и в рамках рабочей группы окажем любое возможное содействие. Объекты промышленного туризма должны входить в маршруты, информация о них должна быть доступна в сети Интернет.
КСТАТИ
Заместитель директора Департамента по туризму — начальник отдела планирования и организации туристической деятельности Министерства спорта и туризма Екатерина НИКИТИНА:
— Сегодня при Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при Совете Министров создана рабочая группа по развитию промышленного туризма, которую возглавляет заместитель министра промышленности Дмитрий Харитончик. В эту группу входят Министерство спорта и туризма, Национальное агентство по туризму, Министерство архитектуры и строительства, Министерство промышленности и ряд концернов. В рамках этой рабочей группы с рядом предприятий мы реализуем дорожную карту по развитию промышленного туризма, которая включает обобщение международного опыта, введение на предприятиях специалистов по туризму, внедрение аудиогидов, семинары по обмену опытом, ознакомительные туры, а также реализацию медиапланов по продвижению данного направления. Разработаны оценочные критерии развития промышленного туризма, которые мы ежегодно анализируем. В том числе данные критерии разработаны как руководство для самих предприятий. Этот вид туризма закреплен в Национальной стратегии развития туризма, а также будет включен в единую классификацию видов туризма, которую разработают в этом году.
arteaga@sb.by
Фото SB.BY