Жизнь гораздо проще для понимания, если точно подбирать слова. Скажем, Великая Октябрьская социалистическая революция — она сделала из скандалиста Маяковского. Из дебошира — Есенина. Даже из Шагала Шагала сделала революция.
Другое дело — мятеж, бунт, «пратэст». Цеслер, когда-то тонкий и глубокий, скатился к карикатурам. Вольский выдавил строчку «Ворагi народа, трам-пам-пам, ворагi народа, трум-пум-пум» — и пошел в никуда, как Винни Пух. Без пятачка. О персонажах пожиже нечего и говорить: вспомнить нечего.
Все потому, что цель «шатать рыжым» не дает вдохновения. Вдохновляют поиски счастья, справедливости, возможностей, равенства… так все это в Беларуси было и есть. И художник, коли он художник, это чует. Даже если не понимает. Вот и не пишется «протестунам».
С надрывом под гитару стонать: «Все, как в 86-м, — перегрето» — это, знаете ли, кощунство. С какой стороны ни взять. Так нарочито скрещивать можно только ежа и ужа, поэты себе не позволяют-с.
«Каждый ищет своих этим летом», — а вот это правильно. Хочешь к бандерлогам — вот они, рядом, иди. Это легко, просто и быстро: сразу станешь невероятным. А художники наши… они такие художники… они против того, чтобы быть голодными. Мозги обязаны трудиться — не про них. И знаменитыми им быть красиво, «это правда, мы все так говорим» ласкает уши.
Довелось недавно послушать Маргариту Левчук. Испанский стыд — это мягко сказано. Когда-то певец Григорий Харик доверительно мне поведал: «Самый глупый человек в оперном театре — это тенор. Потому что звуки, издаваемые им, разрушают кору головного мозга».
Я запомнил, но думал: это что-то личное. Послушал Левчук — оказалось, нет. Прав был заслуженный артист БССР, разрушают напрочь. И получается дикая помесь ежа с ужом, вурдалачки с пауком-копрофилом.
Как оно всегда в жизни и бывает, порядок сильнее «творчасцi». На волне хайпа Левчук было получила должность, причем звучную: стала «завотделом культуры и национального наследия в антинародном управлении по поддержанию кризиса». Но как только на горизонте всплыла предательница с опытом — бывшая чиновница Минкульта Наталья Задерковская, — солистку попросили «заняться творчеством». В котором та в ответ пообещала «раскрыть весь потенциал белорусов».
В этот момент лопнуло терпение даже у Instagram. Ведь раньше помесь вурдалачки с пауком была хоть как-то занята, а теперь, с ужасом представили там, вотэтовот будет изливаться непрерывно. Через их — Instagram — социальную сеть. Оно нам надо? — задумались бренд-менеджеры и решили: нет.
И заблокировали от греха весь аккаунт всего «управления», чего на мелочи размениваться. От сей новости павлиныч, который «продолжает быть с поющим ротом в тесном контакте» (а куда деваться?), — совсем затосковал. И запросил, как всегда, помощи и поддержки отовсюду.
Каждый ищет своих этим летом… жабы и гадюки нашли. Теперь потихоньку готовятся к неизбежной зимовке в Варшаве и под Вильней. Былые «творцы», оглупленные бандерлогами, безнадежно пытаются вспомнить, как это — творить. Над всеми эмигрантскими джунглями разносится сатанинский смех левчучки, поедающей паука. Природа берет свое.
Важно другое: что и мы с вами — многие — вновь обрели этим летом друг друга. Защищать свою страну — нет более сплачивающего, общинного, дающего истинный смысл собственной жизни дела. Когда стоишь в правильном строю, гордость (i годнасць) приходит сама.
А через время тем, кто себя сохранил, и творить захочется, это точно. Если уж о музыке говорим — спорим, что уже скоро Сергей Пархоменко напишет новый альбом и он окажется значимым?
Жизнь и правильные слова — они, если докопаться, просты. Не стал бандерлогом — дальше все от таланта зависит да от тебя самого. Стал — кончился художник. А если на панихиде еще какая левчучка рот раскроет — вообще лучше б и не родиться.
Уж простите, накипело.