Минск был освобожден Красной армией в ходе операции «Багратион» 3 июля 1944-го.
В указе, который подписали председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный и секретарь Президиума Михаил Георгадзе, говорилось, что городом-героем белорусская столица объявлена «за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Минска в борьбе против гитлеровских оккупантов, большую роль в развертывании всенародного партизанского движения в годы Великой Отечественной войны». За этими словами стояло масштабное движение сопротивления нацистам, развернувшееся в условиях трехлетней нацистской оккупации. Минск был захвачен гитлеровцами уже 28 июня 1941 года, менее чем через неделю после начала войны, и освобожден Красной армией в ходе операции «Багратион» 3 июля 1944‑го.
Минск стал городом-героем не сразу. Впервые такое наименование советских городов прозвучало в приказе Верховного главнокомандующего Сталина за несколько дней до конца войны с Германией. 1 мая 1945 года городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. Только через 20 лет, в 1965‑м, уже при Брежневе, утвердили положение о почетном звании, касавшееся уже семи героических мест сопротивления врагу: к прежним четырем добавились Москва, Киев и Брестская крепость-герой.
Впервые предложение удостоить Минск звания города-героя было выдвинуто в белорусской столице еще в июле 1945 года. Основания для такого решения были налицо и тогда: размах как партизанского, так и подпольного движения в Беларуси и в ее столице давал для этого все основания. У этого размаха есть богатая статистическая составляющая. За время нацистской оккупации, длившейся долгие 1100 дней, в Минске создано около ста подпольных групп с не менее чем 200 явочными квартирами. На счету минских подпольщиков примерно полторы тысячи диверсий против гитлеровцев, около десяти тысяч минчан были отправлены подпольщиками в партизанские отряды, которых в окрестных лесах вокруг столицы БССР было создано не менее двадцати.
Измерение статистическое не менее убедительно дополняется измерением событийным и личностным. Ликвидация в Минске 22 сентября 1943 года видного соратника Гитлера и палача белорусского народа Вильгельма Кубе, дерзко осуществленная героическими подпольщицами Еленой Мазаник, Марией Осиповой и Надеждой Троян, настолько прочно вошла в историю Второй мировой войны, что до сих пор не прекращаются попытки преуменьшить значение этого события. Попытки же преуменьшить значение минского подполья были характерны и для советских властей вплоть до сентября 1959 года, когда бюро ЦК КПБ сняло прежние обвинения в адрес подпольщиков, связанные с нацистской дезинформацией, которую во время войны сложно было проверять в Центральном штабе партизанского движения.
Снятию несправедливых обвинений способствовали многолетние кропотливые изыскания историков и журналистов, сумевших выявить и убедительно доказать значительную роль минских подпольщиков в борьбе с врагом. Книга яркого белорусского журналиста, фронтовика Ивана Новикова (1918 — 2001) «Руины стреляют в упор», увидевшая свет в 1963 году, стала настоящим прорывом в исследовании обстоятельств зарождения и развития подпольного движения в белорусской столице. С тех пор стали хорошо известны имена героев-подпольщиков: Евгений Клумов, Иван Кабушкин, Исай Казинец, Владимир Омельянюк и их товарищи. По мотивам книги известный белорусский кинорежиссер Виталий Четвериков снял шестисерийный телевизионный фильм «Руины стреляют...», показанный по Центральному телевидению осенью 1971 года.
Полвека назад, в 1974‑м, Минск был объявлен городом-героем, но положенные к этому званию медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина были торжественно вручены только через четыре года, 25 июня 1978 года.Первым же видным политиком, поздравившим минчан с награждением города, стал, как ни странно, президент США Ричард Никсон, бывший тогда с визитом в СССР незадолго до своей отставки из-за уотергейтского скандала. Это были времена разрядки международной напряженности, Никсон в годы Второй мировой воевал на флоте, и произнесенные им 1 июля 1974 года слова были искренними: «Я хочу, чтобы вы все знали: когда Генеральный секретарь Брежнев выбирал республику и город, куда следовало бы мне поехать, я теперь понимаю, почему он избрал город Минск... Этот город столь много выстрадал во время войны вместе со всей республикой... И после всех бедствий войны, всех страданий этот город и вся республика были восстановлены, и теперь впереди у вас период наивысшего расцвета».
Сам же Леонид Ильич Брежнев выбирался в Минск четыре года. В момент вручения наград городу-герою он чувствовал себя неважно: приехал на поезде, церемонии и торжественный концерт пришлось на ходу сокращать, а на банкет высокий гость и вовсе оставаться не пожелал. Но самочувствие Брежнева не отменило главного: белорусская столица отныне официально закрепилась в статусе города-героя.
К 40‑летию Победы в 1985 году в белорусской столице появился архитектурно-скульптурный комплекс «Минск — город-герой». Он включает в себя обелиск высотой 45 метров с текстом указа о присвоении Минску высокого звания и бронзовый монумент «Родина-мать». В 2014‑м президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин торжественно открыли новое здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.
В повседневной жизни минчан словосочетание «город-герой» закрепилось давно и прочно. Память о войне остается одной из основ общественного сознания как столичных жителей, так и всех белорусов. И сплетение двух важных исторических дат 2024 года — 80‑летия освобождения Беларуси и 50‑летия присвоения Минску звания «Город-герой» — представляется глубоко символичным.
Юрий Борисенок
rodina2001@mail.ru