«Патетический дневник памяти» презентовали в Национальном академическом Большом театре оперы и балета

Давайте «читать» его вместе

«Патетический дневник памяти» открыл 92‑й театральный сезон в Национальном академическом Большом театре оперы и балета

Это абсолютно новый проект, в котором задействованы все труппы Большого — около 300 человек. В основе масштабного вокально-хореографического произведения — музыка отечественных композиторов, дополненная документальными свидетельствами трагедии и героизма белорусов в годы Великой Отечественной войны. Постановка профинансирована за счет средств фонда ­Президента по поддержке культуры и искусства.


Над проектом Большого театра работала команда опытных, влюбленных в свое дело и Родину профессионалов: автор музыкальной редакции — Олег Ходоско, режиссер-постановщик — обладатель медали Франциска Скорины Анна Моторная, дирижер-постановщик — народный артист Республики Башкортостан Артем Макаров, хореограф, балетмейстер-постановщик — заслуженный артист Российской Федерации Игорь Колб, хормейстер-постановщик — народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович, художник-постановщик — лауреат республиканских конкурсов Любовь Сидельникова, художник по костюмам — Лидия Малашенко, художник по компьютерной графике — Лилия Шкарупа, художник по свету — Евгений Лисицын, дирижеры — Виталий Грищенко и Владимир Оводок, режиссер — Юлиана Ширмо.

Результатом кропотливой работы стало грандиозное национальное полотно о войне и мире, о жизни и смерти, о любви, о нашей многострадальной земле.

— «Патетический дневник памяти» — произведение, которое через музыку, хореографию, слово и голос, эмоциональное восприятие и актерские образы проникает в сердца разных поколений белорусов, — прокомментировала главный режиссер театра Анна Моторная. Едва ли есть в стране хоть одна семья, которую бы обошла стороной Великая Отечественная. Она разделила жизни людей на до и после, навсегда оставив в народной памяти жуткие отголоски о миллионах погибших, лагерях смерти, сожженных деревнях, разрушенных городах, исколеченных судьбах.

Собеседница подчеркнула, что «Патетический дневник памяти» — это не рядовой концертный проект Большого театра, а сложнейшее произведение, настоящий масштабный спектакль:

— Если мы говорим об истории, о сохранении традиций, о глубинном смысле существования человека, семьи, страны, мы не имеем права на забывчивость. Потому что у каждого из нас есть долг перед самим собой, своим народом, предыдущими поколениями, перед Родиной. Дневник — серьезная жанровая конструкция, которая позволяет нам потревожить мысли и чувства людей. Это и наше обращение к молодому поколению, убеждение заставить задуматься о цене мира на земле, связать ясной памятью нас, сегодняшних, с тем трагическим временем.


Огромное внимание уделили создатели подготовительному процессу.

Режиссер Юлиана Ширмо с февраля 2024 года вела работу в архивах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства, сотрудничала с ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Она детально изучила документальные свидетельства и акты преступлений немецко-фашистских захватчиков против мирного населения, хронику, фото, дневниковые записи фронтовиков, партизан и подпольщиков, воспоминания узников концлагерей и гетто. Кроме того, встречалась с малолетними узниками лагерей, которые делились своими воспоминаниями.

— Эта постановка дышит правдой. В ней каждое слово — от визуальных материалов до звучащих голосов — это судьбы людей, которым пришлось ковать Победу, — отметила Юлиана Ширмо. — Практически весь текстовый материал, отобранный для постановки и звучащий в записи, оживили артисты нашего театра. Это была масштабная репетиционная и постановочная работа с интереснейшими составляющими: взаимодействием с композитором, главным режиссером, дирижерами, художниками, гримерами. Кропотливо подбирался материал для буклета, который также пропитан атмосферой военного времени.


В спектакле отражены и довоенные годы, и страшный период оккупации, и, конечно, события 1944‑го, торжество Победы.

Известный белорусский композитор Олег Ходоско филигранно объединил партитуры именитых мастеров, создающих цельный облик «Патетического дневника памяти». В нем звучит сильная, глубокая музыка, которую, к сожалению, в наши дни слушают все реже. Это бессмертные произведения Евгения Глебова, Генриха Вагнера, Евгения Тикоцкого, Анатолия Богатырева, Дмитрия Смольского, Владимира Оловникова, Игоря Лученка и других знаменитых композиторов, имена которых золотыми буквами вписаны в историю белорусской школы композиторов.

— «Патетический дневник памяти» — постановка большого культурного и воспитательного значения, — убежден Виталий Грищенко, дирижер Большого театра Беларуси, который счастлив работать с такими опытными и талантливыми коллегами. — Культурного потому, что использована лучшая белорусская музыка за последние сто лет: от Чуркина до Ходоско. Воспитательного потому, что в ней раскрыта тема войны и Победы, а следовательно, и священной памяти. «Дневник памяти» ознаменовал собой рождение нового жанра, который еще только будет осмыслен, ведь это не опера, не балет, не оратория, не концерт, хотя элементы всего этого присутствуют. События, представленные на сцене, не придуманы, а взяты из нашей истории. За давностью лет (все же 80!) многими некоторые из них воспринимаются просто как факт, без эмоционального наполнения. В постановке они снова оживают. И посыл «Дневника» в том, чтобы все пережитое никогда не повторилось в нашей мирной жизни.

Под впечатлением от работы в знаменательном проекте и солистка оперы Большого театра Беларуси Анастасия Храпицкая. В «Патетическом дневнике памяти» она исполняет две роли — Невесты в национальном белорусском театральном блоке и Партизанки в «Партизанской балладе»:

— Мне кажется, что совмещение этих ролей еще правдивее доносит реалии войны, когда у каждого жизнь разделилась на до и после. В моей роли театр, красивые национальные костюмы, веселые куплеты и всеми любимая песня «Бывайце здаровы…» сменяются скупым на эффекты ансамблем солистов «Дорога партизанская», и это подчеркивает контраст между жизнью мирной и жизнью во время войны.

Уникальная возможность побывать на генеральной репетиции и пресс-конференции с участниками творческого проекта представилась студентам Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

— Молодежи было интересно увидеть и услышать, как на протяжении девяти месяцев создавалась монументальная работа, к которой причастны все службы Большого театра, — рассказала педагог дополнительного образования центра студенческого творчества БГПУ имени М. Танка Анна Житко. — Равнодушных не осталось. Мы еще долго обсуждали это полотно.

Эта удивительная встреча помогла мне прочувствовать сюжет премьеры, — поделилась впечатлениями Екатерина Туровец, студентка факультета начального образования БГПУ имени М. Танка, участница народного студенческого театра «МЫ». Я высоко оценила работу художников-декораторов и невероятное музыкальное оформление творческого проекта. Поразил масштаб произведения. Оно оставило ярчайшие впечатления и чувство гордости за наш народ.


В постановке задействованы все коллективы Большого: оркестр, хор, солисты оперы, балета, миманс, юные артисты детской студии. Яркие образы воплощают народные артисты Беларуси Анастасия Москвина, Владимир Громов, Стани­слав Трифонов, Ирина Еромкина, Антон Кравченко, заслуженные артисты республики Оксана Волкова, Оксана Якушевич, Андрей Валентий, Марина Вежновец, Юрий Ковалев, обладатели медали Франциска Скорины Дмитрий Шабетя, Анна Фокина, Надежда Филиппова, Татьяна Петрова, лауреаты международных конкурсов Мария Галкина, Елена Золова, Андрей Селютин, Анастасия Храпицкая, Дарья Горожанко, Александр Гелах, Андрей Матюшонок, Денис Янцевич и многие-многие другие.
Уверена,  «Патетический дневник памяти» войдет в историю. Это наш общий дневник, он в генах каждого белоруса, он в каждом сердце.
— Давайте «читать» его вместе и жить так, чтобы никогда больше не было войны, — призывают создатели и участники одной из самых знаковых теат­ральных премьер сезона.

rovdo@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter